double arrow

Развитие экономики Франции после второй мировой войны


Динамика промышленного производства, % роста или падения

-0,9 -5,7 3,8

В 1993 г. вновь возрос дефицит государственного бюджета, который почти вдвое превысил запланированную цифру в 31,7 млрд. марок и составил 69 млрд. марок. Это привело к увеличению государственного долга до 1850 млрд. марок, в то время как в начале 1990 г. он равнялся 1039 млрд. марок.

Минуло уже шесть лет после объединения Германии, но ее экономика по-прежнему остается расколотой. Разрушение старого и создание нового и сегодня идут параллельно. Все еще продолжается процесс ликвидации предприятий, наблюдаются сокращение рабочих мест в старых отраслях, утрата рынков сбыта. К лету 1996 г. число безработных достигло 4,2 млн. человек, т.е. 11,1% всех трудоспособных. Вместе с занятыми на "общественно полезных работах" более 5 млн. человек не имеют четких жизненных перспектив.

Немцы переживают кризис, но прогнозы на перспективу предсказывают Германии твердое место в ведущей группе экономических гигантов и в XXI в. По оценкам швейцарского Института развития управления, в 20 – 30-е гг. XXI в. Германия будет вместе с США, Японией и Китаем в передовом отряде стран, располагающих самыми современными технологиями. Высокая квалификация рабочих, производительность труда, сравнимая только с японской, высокое качество производимых на Рейне и Эльбе товаров – очень весомые аргументы в пользу благоприятных экономических перспектив объединенной Германии.

Экономические итоги мировой войны. Послевоенная национализация. Политика, проводимая правящими кругами Франции во второй половине 30-х гг., привела страну к военной катастрофе. В июне 1940 г. Франция капитулировала и ее

вала и ее экономика была поставлена на службу фашистской Германии. Национальная финансовая олигархия вступила на путь коллаборационизма. В стране была создана система концентрационных лагерей, свыше 700 тыс. французов фашисты вывезли в Германию на каторжные работы.

Война и четырехлетняя оккупация нанесли Франции значительный ущерб, оцениваемый в 1440 млрд. франков. Людские потери составили 1100 тыс. человек. Почти на 70% сократилось промышленное производство, его структура была архаичной, длительное время не обновлялся машинный парк. Вдвое по сравнению с 1938 г. уменьшилась продукция сельского хозяйства, страна лишилась торгового и военного флота. По официальным данным, было разрушено 2100 тыс. зданий, 195,5 тыс. промышленных предприятий, 253 тыс. крестьянских хозяйств. Из 101 доменной печи функционировало лишь 7. Добыча угля упала в 4 раза. Стоимость франка снизилась по сравнению с довоенной в 6 раз. Более 100 тыс. мелких промышленных и торговых предприятий обанкротилось. Страна испытывала острую нехватку промышленного оборудования, сырья, продовольствия, полностью нарушенной оказалась транспортная система. Материальное положение народа резко ухудшилось, примерно 3/4 населения городов недоедало. В результате национализации в странах Восточной Европы и уплаты Францией военных долгов были окончательно подорваны ее позиции мирового ростовщика. Заграничные капиталовложения страны по отношению к довоенным сократились наполовину, а по сравнению с 1913 г. – в 10 раз. Еще в ходе войны начался распад Французской колониальной империи: независимости добились Индокитай, Сирия и Ливан.




Окончание войны поставило Францию перед сложнейшими задачами, главной из которых была ликвидация экономической разрухи. Вся полнота власти была сосредоточена в руках Временного правительства во главе с Ш. де Голлем, которое было сформировано 30 августа 1944 г. В стране был установлен временный режим, просуществовавший до принятия Конституции Четвертой республики осенью 1946 г. В состав правительства вошли представители ряда партий, в том числе коммунистов и социалистов, отражавших противоречивые интересы различных слоев французского общества. Это предопределило столкновение политических сил в решении вопросов государственного устройства, структурных реформ экономики и создания системы социального обеспечения. Франция фактически оказалась перед выбором пути своего дальнейшего развития.



Однако ни у правительства, ни среди предпринимательских кругов не было единства мнений относительно политики в финансово-экономической области. Так, министр экономики радикал П.Мендес-Франс предлагал с целью предотвращения инфляции заморозить заработную плату и цены, а также одновременно блокировать банковские счета и приступить к принудительному обмену банкнот. Министр финансов Р.Плевен разработал проект, основой которого являлся выпуск крупного внутреннего займа, призванного спасти военные прибыли. Коммунисты, у которых были сильные позиции ввиду их активного участия в движении Сопротивления, важнейшими задачами считали проведение национализации и создание системы социальной защиты населения.

Вокруг проблемы национализации развернулась острая политическая борьба, которая закончилась компромиссом. На протяжении 1945 – 1947 гг. были национализированы такие отрасли, как электроэнергетика, добыча угля, газовая промышленность, авиапромышленность, морское судоходство, воздушный транспорт, автомобильные заводы фирмы "Рено", центральное эмиссионное учреждение – Французский банк, четыре крупнейших депозитных банка, сберегательные кассы, страховые компании. В общей сложности национализация охватила примерно 20% производственных мощностей страны. Для управления национализированными предприятиями, большинство которых ранее принадлежало коллаборационистам, создавались административные советы с участием представителей рабочих. Были расширены и права фабрично-заводских профсоюзных комитетов, получивших возможность контролировать вопросы найма и увольнения рабочих, условия труда и обеспечения, рабочих жильем.

В то же время монополиям удалось добиться значительной компенсации за национализированные предприятия, в большинстве случаев убыточные. Не имели права на компенсацию лишь собственники национализированных предприятий, сотрудничавшие с оккупантами. Полученные средства были вложены в наиболее передовые и рентабельные отрасли.

Как и в других капиталистических странах, национализация во Франции не коснулась всех основных отраслей промышленности и не меняла существа капиталистической экономики. По своему экономическому содержанию она означала переход от частной собственности к государственно-монополистической, представляя собой крупный шаг в развитии государственно-монополистического капитализма. Национализация в известной степени способствовала ограничению господства монополий.

Немаловажные результаты в первый послевоенный период были достигнуты в области социального законодательства. Так, был принят закон о восстановлении 40-часовой рабочей недели; работа свыше 40 ч в неделю считалась сверхурочной и оплачивалась по повышенным расценкам. Вновь вводились двухнедельные оплачиваемые отпуска для рабочих и трехнедельные – для служащих. Номинальная заработная плата работников промышленности и торговли к лету 1946 г. выросла на 80%, сельскохозяйственных рабочих – на 25%. Размеры пенсий и семейных пособий увеличились от 80 до 130%. Была создана единая государственная система социального страхования, распространявшаяся на всех лиц наемного труда, кроме занятых в сельском хозяйстве. Они получали право на пенсии по старости с 65 лет и по инвалидности. С целью стимулирования рождаемости вводилась система семейных пособий. Средства социального страхования составлялись из взносов рабочих и служащих (6% от заработка) и отчислений капиталистов (10% от фонда заработной платы). Этими средствами распоряжались страховые кассы, правление которых избиралось теми, кто пользовался системой социального страхования.

На всех предприятиях и в учреждениях, насчитывавших свыше 50 рабочих, создавались "комитеты предприятий", которые состояли из представителей администрации, рабочих, инженеров и техников. Они имели консультативные функции и занимались главным образом условиями труда и быта на предприятиях. В это же время были сделаны первые шаги по строительству дешевых жилищ для трудящихся.

Некоторые льготы вводились и для работников сельского хозяйства. В 1946 г. была увеличена доля издольщика с 50 до 66% урожая. Правительство предоставляло ссуды крестьянам, хозяйства которых пострадали от военных разрушений, а также ссуды на обзаведение хозяйством для молодых крестьян. Престарелые крестьяне получили право на пенсию.

Потребности восстановления экономики привели к тому, что большая часть капиталовложений стала направляться в промышленность. Это позволило ускорить темпы промышленного производства страны и летом 1947 г. достигнуть его довоенного уровня (в сельском хозяйстве этот уровень был превзойден в 1950 г.). В январе 1948 г. была проведена девальвация франка, в результате чего его золотое содержание было понижено на 44%.

В мае 1947 г. под предлогом голосования министров-коммунистов против доверия правительству они были удалены из состава правительственной коалиции. Процесс национализации был приостановлен, и 28 июня 1948 г. в Париже было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве между Францией и Соединенными Штатами Америки, ознаменовавшее собой начало действия во Франции "плана Маршалла". До удаления коммунистов из правительства администрация США не считала возможным оказывать систематическую поддержку Франции.

Согласно "плану Маршалла" Франция в течение ряда лет получала от США продукты, вооружение и крупные денежные субсидии. С апреля 1948 г. по октябрь 1951 г. они составили 2458 млн. дол., а к 1958 г. общая помощь Соединенных Штатов Франции достигла 12 млрд. дол. Основными потребителями американских кредитов оказались металлургические и химические тресты, автомобильные компании. Значительная часть этой суммы была использована для импорта новейшего оборудования, что в дальнейшем благоприятно сказалось на развитии промышленного производства страны.

Следует, однако, иметь в виду, что с этого времени французская экономика оказалась в зависимости от американских кредиторов, которые получили возможность оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю политику Франции. Правительство предоставило США право определять, какие отрасли промышленности и сельского хозяйства следует считать "экономически рациональными". Американские монополии получили свободный доступ к сырьевым источникам Франции и ее колоний, а такие компании, как "Стандард ойл", "Дженерал электрик", "Форд", "Крайслер" и др. получили благоприятную возможность для скупки французских предприятий и создания во Франции своих филиалов и дочерних фирм. VIII статья соглашений обязывала французское правительство давать "информацию о своей экономике и любую другую информацию". США получили право контролировать французский экспорт и импорт.

Таким образом, после окончания второй мировой войны Франция столкнулась с рядом экономических и политических проблем. С целью выхода из сложившейся ситуации в стране была проведена частичная национализация, увеличился приток капиталовложений в национальную промышленность. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановлена. Франция присоединилась к "плану Маршалла", что в известной степени ограничило ее суверенитет, но позволило модернизировать производственный потенциал.

Основные направления экономической политики и хозяйственного развития в 50 – 60-е гг.Потребности восстановления экономики, а также новая обстановка в мире существенно изменили экономическую стратегию правящих кругов Франции.

Во-первых, основное внимание стало уделяться переоснащению промышленности новой техникой. К концу войны средний возраст станков и оборудования составлял во Франции 30 лет (в Англии – 7, в Западной Германии и США – 5). В отдельных отраслях производственные мощности не обновлялись с начала столетия. Следует отметить, что инвестиции стали направляться, прежде всего, в тяжелую индустрию. Сюда направлялось около 90% всех средств, предназначенных на развитие промышленности. В первые послевоенные годы расширение основного капитала касалось главным образом отраслей энергетического комплекса и черной металлургии. Но уже с середины 50-х гг. центр тяжести переместился на модернизацию химической промышленности, машиностроения, радиоэлектроники и приборостроения. Возникли новые отрасли – атомная, электронная, нефтеперерабатывающая. Стали применяться методы массового, поточного производства. В итоге к 1958 г. выпуск промышленной продукции в 2 с лишним раза превысил довоенный уровень, а стоимость продукции тяжелой промышленности составила почти 2/3 стоимости всей промышленной продукции Франции.

Во-вторых, значительно уменьшился вывоз капитала за границу и стал осуществляться, как правило, в форме производительного, а не ссудного капитала. Если в начале XX в. французские капиталовложения в облигации государственных займов и иностранные ценные бумаги в 10 раз превышали вложения в промышленность и торговлю, то к началу 60-х гг. размер вывезенных за границу капиталов был почти в 6 раз меньше вложений в промышленность, торговлю и транспорт.

В-третьих, стало широко применяться программирование экономики. Еще в 1946 г. был образован Генеральный секретариат- по планированию, в задачи которого входила подготовка планов экономического развития. В 1947 г. правительство приняло первый в истории Франции общий план модернизации и реконструкции ("план Монне", 1947 – 1953), который был нацелен на модернизацию главным образом национализированного сектора экономики. Второй план (1954 – 1957) сосредоточивал уже внимание на укреплении конкурентоспособности частных фирм. Третий план (1958 – 1961 гг.) провозгласил переход от протекционизма к "открытой экономике".

Французская система программирования носила не обязательный, а рекомендательный характер. Правительство намечало объем промышленной продукции, который предположительно нужно было достигнуть. Затем в плановых комиссиях с участием представителей крупнейших предприятий разрабатывались конкретные программы развития отдельных отраслей. В рамках этих программ правительством заключались специальные контракты с крупнейшими предприятиями. Кроме того, предоставляя государственные кредиты и налоговые льготы, выдавая инвалюту для закупки оборудования за границей, разрешая строительство крупных промышленных объектов, правительство оказывало влияние на деятельность ряда предприятий и в значительной мере способствовало концентрации промышленности.

Следует, однако, отметить, что по степени концентрации производства Франция по-прежнему отставала от других крупных капиталистических государств. Численно во французской экономике преобладали мелкие предприятия. В 1954 г. на предприятие приходилось в среднем 13 работающих. Тем не менее, почти 30% занятых в промышленности трудилось на крупных предприятиях, где насчитывалось свыше 500 рабочих. В 1958 г. на долю крупнейших предприятий, составлявших 0,15% от числа всех предприятий, приходилось 14% годового оборота промышленности. Пять трестов контролировали 72% производства стали, 2 треста – все производство алюминия, 4 треста производили 98 % автомобилей.

50-е гг. прошли под знаком милитаризации экономики. В 1949 г. Франция вступила в блок НАТО, в 1954 г. – в НАТО, в 1955 г. – в Западноевропейский союз. Страна вела военные действия во Вьетнаме (1946 – 1954) и в Алжире (1954 – 1962). Все это вызвало огромное увеличение военных расходов и развитие военного производства. У крупных промышленных фирм правительство закупало в значительных количествах разного рода вооружение, в связи, с чем выросла производственная загрузка предприятий и повысилась интенсификация производственных процессов.

На экономическое положение страны большое влияние оказала начавшаяся западноевропейская интеграция, в которой Франция приняла активное участие. В мае 1950 г. министр иностранных дел М.Шуман предложил объединить производство, и сбыт угля и стали в западноевропейских странах. Англия отклонила план Шумана, однако ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург поддержали его. В апреле 1951 г. представители этих шести стран подписали договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС). Договор предусматривал постепенную отмену таможенных пошлин и создание общего рынка угля, и стали для всех шести стран. Руководство ЕОУС осуществлял наднациональный верховный орган, решения которого являлись обязательными для всех стран. По существу это был первый шаг к экономической интеграции Западной Европы. 25 марта 1957 г. Франция вместе со своими партнерами подписала соглашение о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, ныне Экономический союз). Расширение международных экономических связей способствовало быстрому промышленному развитию страны.

Крупные изменения произошли и в сельском хозяйстве. Именно в 50-е гг. здесь завершился технический переворот. Значительно увеличилось количество тракторов (в 16 раз), комбайнов, автомобилей; большинство сельскохозяйственных районов было электрифицировано. Широко стали применяться химические удобрения и средства защиты растений. В сельскохозяйственном производстве возросла концентрация. Число крупных хозяйств площадью свыше 50 га в 1956 г. увеличилось по сравнению с довоенным периодом почти в 2 раза. Они составляли 5 % от общего числа, но обрабатывали более 25% земли. Тем не менее эти сдвиги почти не коснулись мелких крестьянских хозяйств. Примерно 80 % их практически не пользовались тракторами, процесс разорения усилился. Парцеллярная система землепользования изживалась крайне медленно и болезненно. В целом сельское хозяйство в своем развитии значительно отставало от промышленности.

Сдерживающим фактором в развитии экономики Франции явились небывало высокие темпы инфляции и быстрый рост цен. К 1957 г. цены в 25 раз превысили довоенный уровень, а номинальная заработная плата – в 21 раз. Возникла так называемая инфляционная спираль: рост цен, за которым следует рост номинальной заработной платы, перекрываемый новым ростом цен. На практике это означало удорожание стоимости жизни. Численность самостоятельных хозяев – ремесленников, торговцев, лавочников – сокращалась; количество лиц наемного труда росло. Число занятых в сельском хозяйстве уменьшилось почти на 10%, зато в промышленности увеличилось почти на 8%, а в системе обслуживания, транспорта и связи – на 2%. Процесс индустриализации и урбанизации Франции ускорялся, хотя его темпы отставали от темпов в таких высокоиндустриальных странах, как США, Япония и ФРГ.

В конце 50-х гг. в политической жизни Франции произошли крупные изменения. 1 июня 1958 г. премьер-министром был утвержден Ш. де Голль, который являлся главой правительства в 1944 – 1946 гг. С принятием новой Конституции была установлена Пятая республика.

Главным содержанием экономической политики стало всемерное поощрение развития промышленности посредством дальнейшей концентрации производства, образования крупнейших монополий и усиления их связей с государством. Предусматривалось быстрое развитие практически всех отраслей промышленности. Позднее эта линия получила название "индустриального императива" (пропорциональное развитие практически всех отраслей экономики).

Реализовать намеченные программы предполагалось на основе начавшейся научно-технической революции. Уже в 60-е гг. наука стала превращаться в непосредственную производительную силу, во многом определяющую развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Одновременно НТР потребовала структурной перестройки промышленности. Быстрое развитие получают авиация, химическая и автомобильная отрасли, значительно возросло производство счетно-решающих устройств, пластмасс. Создаются новейшие отрасли военно-промышленного комплекса: атомная, ракетная, аэрокосмическая. Франция превратилась в третью ядерную державу мира. Развитие НТР привело к увеличению темпов промышленного развития страны. За 10 лет, с 1958 по 1968 г., объем промышленного производства возрос более чем на 60%; темпы роста промышленной продукции составляли 5,5% в год.

Участие Франции в европейской экономической интеграции усилило государственно-монополистические тенденции в экономике. Правительство систематически принимало планы экономического и социального развития, охватывавшие среду финансово-экономической и технической политики. Заботясь о повышении конкурентоспособности фирм, государство посредством субсидии, заказов и других льгот всемерно поощряло монополистическую концентрацию. В 60-е гг. этот процесс принял взрывной характер. В результате слияния монополии различных отраслей промышленности появились гигантские финансово-промышленные комплексы (финансовые группы). Именно финансовые группы со второй половины 60-х гг. стали главной организационной формой монополистических объединений во Франции. Наряду с ранее известными гигантами: Парижско-Нидерладским банком, Индокитайским банком, банками Ротшильдов и братьев Лазар, концернами де Ванделя и Шнейдера, в число ведущих финансовых групп выдвинулись банк "Коммерческий кредит", финансовая группа авиапромышленника Дассо, химический концерн Рон-Пуленк. Всего 10 финансово-промышленных групп распоряжались 40 % частного имущества и имели решающее влияние в руководстве национализированными отраслями промышленности, которые в 1967 г. давали 11% промышленной продукции и охватывали 38% производственных капиталовложений.

Тем не менее, и в 60-е гг. степень концентрации промышленности во Франции была ниже, чем в других высокоразвитых капиталистических странах. Из 771 тыс. промышленных предприятий, существовавших в стране в 1962 г., более 600 тыс., или 84%, принадлежали к числу мелких, имеющих не более 5 рабочих.

Со второй половины 60-х гг. межнациональные монополии, в которые перерастали крупнейшие французские компании, стали тяготиться достаточно жесткими методами программирования. Ориентирование на экономическую конъюнктуру ЕЭС и всего мирового хозяйства требовало большей свободы предпринимательства. Идя навстречу частному монополистическому капиталу, правительство взяло курс на "либерализацию планов", смягчение или отмену "нормативных методов вмешательства". Тем самым французские программы приблизились к чисто прогнозным документам.

Научно-техническая революция и расширение масштабов промышленного производства ускорили интенсификацию и индустриализацию сельского хозяйства. Был осуществлен постепенный переход к комплексной механизации и приме­нению систем машин как в земледелии, так и в животноводстве. Крупные капиталовложения и повышение производительности труда позволили увеличить за 10 лет производство сельскохозяйственных продуктов на 66 %. В результате Франция стала вторым после США экспортером продовольствия, крупнейшим поставщиком молочных продуктов и вина, единственной в Западной Европе страной, вывозящей зерновые.

В 60-е гг. значительно активизировалась внешняя торговля Франции. На ее развитие оказали воздействие два основных фактора: переход к открытой экономике в рамках "Общего рынка" и распад французской колониальной системы. 1 января 1960 г. независимость получили Камерун, чуть позже – Того и другие государства, ранее входившие в состав французской Экваториальной и французской Западной Африки. Всего в течение 1960 г., названного "годом Африки", получили независимость 14 бывших французских колоний в Африке. Согласно Эвианским соглашениям 1962 г. статус самостоятельного государства получила последняя колония Франции – Алжир. В 1960 – 1963 гг. почти все эти государства заключили с ней соглашение об экономической, технической и военной помощи.

Несмотря на усиление экономических позиций в колониях, доля их во внешней торговле Франции снизилась. Одновременно резко возрос объем связей со странами "Общего рынка". В 1967 г. внешнеторговый оборот Франции в рамках ЕЭС был в 3 раза больше, чем с бывшими колониями, хотя еще в 1958 г. торговля с ними велась более активно, чем с европейскими государствами.

Таким образом, в 50 – 60-е гг. развитие французской экономики шло под воздействием научно-технической революции. Усилились тенденции государственно-монополистического капитализма, определяющую роль стал играть промышленный капитал. Изменилась структура экономики, были модернизированы ее основные отрасли. Активное участие Франции в экономической интеграции позволило значительно интенсифицировать внешнеторговые связи. Объем внешней торговли в 4 раза превысил довоенный уровень. К 1965 г. Франция ликвидировала свою задолженность США и вновь стала страной-кредитором, занимая третью (после США и Англии) позицию в мире по экспорту капитала.

Особенности промышленной переориентации 70-х гг. В конце 60-х гг. во Франции сложилась непростая политическая ситуация. Рост цен и инфляции вызвал волну забастовок, одновременно усилилась политическая борьба против режима де Голля. 27 апреля 1969 г. по предложению де Голля в стране был проведен референдум по законодательству о новом региональном делении Франции и реформе сената. При этом де Голль заявил, что, если его законопроект не будет одобрен, он уйдет в отставку. 52,41 % участников референдума не поддержали предложения президента, который в тот же день заявил о своем уходе. На выборах, состоявшихся в июне 1969 г., президентом был избран Ж.Помпиду.

С приходом нового правительства была изменена валютно-финансовая политика Франции. 8 августа 1969 г. было объявлено о девальвации франка на 12,5% по отношению к доллару США и на 11,1% – по отношению к золоту. Одновременно было принято решение о блокировании цен на промышленные и продовольственные товары в течение одного месяца.

Девальвация 1969 г. была второй за период существования Пятой республики и 16-й с 1936 г. Если в 1928 г. франк содержал 58,95 мг золота, то в 1969 г. – всего 1,60 мг. Ни одна промышленно развитая страна не знала в течение этого периода столь быстрого обесценения своей валюты.

Тем не менее, с конца 1969 по 1971 г. девальвация франка обеспечила Франции значительные преимущества в области внешней торговли, что в свою очередь вызвало значительный рост промышленного производства в стране. Динамика этого развития видна из данных табл. 6.8.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: