Проектирование планомерного развития города

Главная особенность города, как объекта проектирования, в том, что он всегда находится в состоянии развития. Характер развития, его масштабы и темпы зависят от того, каков профиль города, его тип и величина.

Для развития новых городов наиболее динамичны самые первые стадии строительства, в течении которых объекты градообразующей базы и жилищно-коммунального комплекса выходят на проектную мощность, после чего развитие стабилизируется. Для развития существующих городов характерны периоды постепенного накопления количественных изменений, которые на определённых этапах требуют качественных преобразований и радикальной реконструкции планировочной структуры.

Важнейшая функция градостроительного проектирования состоит в том, чтобы придать развитию города планомерный характер, избежать необдуманных и ошибочных решений. Главная роль в этом отводится генеральному плану развития города, задачи которого разделяются на 2 группы:

1. В генеральном плане необходимо изыскать и предусмотреть разнообразные градостроительные резервы развития города.

2. Наметить необходимую стратегию развития города в пределах расчётного срока (20 лет).

1. Градостроительные резервы.

В широком смысле градостроительные резервы следует рассматривать, как ресурсы развития города в различных аспектах. Выделяют 3 основных вида: территориальный, функциональный, структурный.

1.1. Территориальные резервы.

Земельные площади и участки, бронируемые для необходимого развития города, в расчёте на возможное увеличение темпов роста градообразующей базы и населения. Так же выделяются под необходимое увеличение площади застройки в перспективе при увеличении жилищной обеспеченности на душу населения. В каждом конкретном случае размер резервируемой территории следует выделять, опираясь на перспективы развития города в групповой системе населённых мест. Наибольшие резервы следует назначать для городов-центров систем расселения и для городов в составе важнейших территориально-производственных комплексов, когда в городе размещаются производства, обладающие большой способностью к обрастанию смежными технологическими процессами.

1.2. Функциональные резервы.

Это. главным образом, запасы технологических мощностей, а так же возможность наращивания мощностей инженерных систем города и транспортной инфраструктуры (запасы пропускной способности магистралей, инженерных сетей, головных сооружений и т.д.). Важно учитывать, что проектирование без запасов приводит к быстрым и внезапным функциональным перегрузкам уже при небольшом превышении расчётных параметров. Излишние же запасы мощностей означают неэффективные использование капитальных вложений и материальных ресурсов, поэтому в решении задач о функциональных резервах необходимо использовать современные расчетные методы в тесной связи с оценкой конкретных градостроительных ситуаций.

1.3. Структурные резервы.

Под структурными резервами понимается, главным образом, дублирование разного рода элементов города, а так же возможность создания в перспективе таких дублирующих элементов. Опыт показывает, что гибкость общего планировочного решения всегда выше, в том случае, когда:

А) основное направление территориального развития продублировано дополнительными направлениями.

Б) в составе производственной зоны города, независимо от расчетной величины и профиля города, предусмотрены не один, а два или несколько производственных районов пригодных для размещения предприятий и других производственных объектов.

В) к основным местам приложения труда, центров массового отдыха ведёт не одна, а несколько магистралей и линей транспорта.

Г) в составе территорий и узлов общественного назначения имеются такие, которые пригодны для многофункционального, многоцелевого и смешанного использования.

Комплексным сочетанием территориальных, функциональных и структурных резервов характеризуется открытая планировочная организация города, допускающая возможность значительного развития всех основных параметров города и изменение его планировочной структуры в ходе развития. Открытая планировочная организация требует комплексного решения ряда задач при проектировании генерального плана города:

А) выбор направления развития основных зон для всего города

Б) установление территориальных резервов для всего города и его отдельных зон

В) выделение функциональных и структурных резервов в сетевых системах и структурных единицах города (магистрали, транспорт, обслуживание, центры и т.д.)

Г) учёт трансформации условий расселения и связей, динамики перераспределения населения между местами труда в производстве, науки, обслуживании.

Д) составление схемы поэтапного развития структуры и композиции города

Е) выделение первой очереди строительства и последующих этапов в соответствии с общей стратегией развития города.

2. Стратегия развития города.

Это общее направление будущего развития города, путеводная линия, которой местное сообщество придерживается в конкретной ситуации, обозримая перспектива, разделяемая членами городского сообщества и реализуемая в их намерении и действиях.

Стратегическое планирование развития города – это многозначный, сложный процесс определения того, каким город собирается стать в обозримом будущем.

Стратегический план развития города – прогнозный документ, интегрирующий в некое согласованное единое целое главные цели и задачи развития города, его конкурентные возможности, важнейшие стратегические направления развития и основные организационные действия, направленные на достижение поставленных целей и не выходящие за пределы избранной городской политики.

2.1.Значения стратегического плана (СТПЛ).

2.1.1. Стратегия социально-экономического развития города позволяет сделать механизм управления города более открытым, даёт возможность населению, всем общественным силам, представителям всех хозяйствующих, финансовых, н6аучных структур принимать участие в выборе различных решений, их успешной реализации.

2.1.2. СТПЛ, раскрывая основные цели на длительный период времени, вселяет в жителей уверенность в благополучном исходе преобразований, в будущем своего города.

2.1.3. СТПЛ показывает широким кругам городской общественности, что усилия органов местных властей направлены на решение не только частных задач, но и на постановку целей, устремлённых в будущее для обеспечения городу устойчивого развития и процветания.

2.1.4. СТПЛ даёт основание верить, что обеспечение жителей города общественными благами, с учётом имеющихся ресурсов, будет осуществляться справедливым, эффективным и демократичным способом.

2.1.5. СТПЛ даёт ориентиры предпринимателям, потенциальным, внутренним и внешним инвесторам, помогает им принимать решения с учётом видения перспективы.

2.1.6. СТПЛ является действующим инструментом приобретения и поддержания конкурентных преимуществ города при соперничестве с другими городами за инвестиции, высококвалифицированную рабочую силу и передовые позиции в международном сотрудничестве.

2.1.7. СТПЛ позволяет наиболее эффективным образом упорядочить и распределить ресурсы города, всегда ограниченные в той или иной мере.

2.1.8. СТПЛ привлекает к активному творчеству население города, которое вовлекается в партнёрство с местными властями, общественными организациями, предпринимательскими структурами.

2.1.9. СТПЛ помогает обеспечить концентрацию основных усилий членов городского сообщества на ключевых направлениях развития.

2.1.10. СТПЛ является обязательным условием, выдвигаемым при реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.

2.2. Цели стратегического развития города.

Главная стратегическая цель развития города заключается в обеспечении достаточно высокого, устойчивого, повышающегося качества жизни нынешнего и будущих поколений горожан. Достижение её предполагает реализацию ряда подцелей:

А) формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности.

Б) развитие эффективного инновационного производства, комплекса сферы услуг, обеспечивающих интеграцию на региональную, национальную и мировую экономику.

В) создание благоприятного социально-экономического и правового климата для предпринимателей и жителей города.

Г) улучшение городской среды, устойчивое функционирование и развитие инфраструктуры и систем жизнеобеспечения города, позволяющее сформировать здоровую, безопасную и благоустроенную среду обитания.

Д) формирование гражданского общества и развитие городского местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: