Линеарные ходы. Линеарность в тональных последованиях

Распространение принципа разработки аккорда посредством ли­неарных функций может приобретать и другие формы, иметь иное назначение. При анализе мы сталкиваемся с большим количеством подчиненных длинной линии аккордов, которые обнаруживают ле­жащий в глубине «макроаккорд». Композитор не может мыслить иначе. Он намечает продолжительное звучание функционально важ­ного аккорда (D7, Т) и делает его мелодическую фигурацию в виде развертывания ткани аккорда, скрепляя ее надежным «стерж­нем» — мелодическим стволом гаммообразно идущих звуков. По­лучается длинный линеарный ход, сущность которого — разверты­вание, «пролонгация» (термин X. Шенкера) педального макроак­корда, причем вторичные аккорды могут вступать между собой и в сложные гармонические отношения (пример 223).

Как видно из проделанного анализа, все последование в конечном счете не что иное, как пролонгация одного развернутого аккорда — D7, фигурированного проходящими гармониями. Вторичный харак­тер аккордов и местных тонально-функциональных связей между ними

223 A - Φ. Шопен. Ноктюрн op. 27 № 2 Des-dur

по отношению к разрабатываемому макроаккорду позволяет вернее определить функциональный смысл гармонии. В частности, здесь* нет ни «прерванных оборотов» (ход идет именно непрерывно и ис­ключительно строго и связно!), ни «энгармонических модуляций» (из es-moll в fis-moll). Есть только виртуозно выполненный линеар­ный ход, развертывающий свойства педального микроаккорда, ко­торый по своей функции — предыкт на доминанте к репризе темы. Обычно на этом месте делается органный пункт; и здесь, в сущно­сти, макроаккорд — то же самое, что органный пункт, но только не в виде протянутого звука в басу, а в виде пролонгированной функ­ции D над всем линеарным ходом. Другие образцы:

♦ Шопен. Ноктюрн ор. 9 № 2 Es-dur (линеарный ход внутри D(7) в такте 12).

♦ Григ. «Весной» (в конце середины предыктовый ход к репризе между D и D5>7<-8; в начале середины ход по терциям вверх на органном пункте доминанты).

Линеарный ход не обязательно связан с развертыванием одной гармонии (подобно тому как проходящий звук в некоторых случаях связывает звуки не одного и того же, а разных аккордов), пример 224.

Линеарные ходы позволяют функционально сплачивать большие построения объединяющим влиянием педального макроаккорда. По аналогии с танеевским термином такое сплочение можно назвать принципом «объединяющего аккорда».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: