C. Рахманинов. «Арион» (редукция)

[Allegro]

Другие образцы:

♦ Рахманинов. Прелюдия F-dur, середина.

♦ Рахманинов. Этюд-картина ор. 33 № 5 es-moll, средняя часть. Подобно тому как проходящие звуки нередко дублируются диа­тоническими или хроматическими терциями или секстами, причем хроматические — равновеликими интервалами (Шопен, этюд gis-moll; Скрябин, этюд ор. 8 № 10 Des-dur), и при образовании вторич­ных аккордов, фигурирующих педальный макроаккорд, возникают моноструктурные созвучия — либо это параллелизмы целых аккор­дов, либо параллелизмы частей аккордов (пример 225).

В средних голосах приведенного примера — длинная цепь из 15 Полутоновых интервалов (ср. начало его же романса «Не пой, кра­савица»). Если при хроматических дублированных неаккордовых звуках терции или сексты свободно проскальзывают, не получая

гармонического значения, то при подобных «замедлениях» каждый из проходящих интервалов оформляется гармонически, дополняет­ся до полнозвучного аккорда, приобретая статус доминанты, побоч­ной доминанты, субдоминанты и т. д.

Наконец, принцип линеарных функций иногда проявляется и в тональных последованиях — в цепочках отклонений или модуля­ций. Проходящее значение имеют, например, следующие отклоне­ния в главной теме I части 4-й симфонии Чайковского (2-е предло­жение, такты 7-10):

Вспомогательное (или скрыто-проходящее) значение — отклоне­ние в Des (далее в D-dur) во вступлении к Канцонетте скрипичного концерта Чайковского (такты 7-8):

К основной функции местной тоники в подобных случаях приме­шивается еще и линеарная.

К сходным линеарно-динамическим явлениям тонального плана относится и сдвиг f-moll — fis-moll при повторении хора «На кого ты нас покидаешь» в прологе «Бориса Годунова» Мусоргского (народ «орет» громче, «не жалея глоток», как ему приказывает Пристав).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: