[Allegro]
Другие образцы:
♦ Рахманинов. Прелюдия F-dur, середина.
♦ Рахманинов. Этюд-картина ор. 33 № 5 es-moll, средняя часть. Подобно тому как проходящие звуки нередко дублируются диатоническими или хроматическими терциями или секстами, причем хроматические — равновеликими интервалами (Шопен, этюд gis-moll; Скрябин, этюд ор. 8 № 10 Des-dur), и при образовании вторичных аккордов, фигурирующих педальный макроаккорд, возникают моноструктурные созвучия — либо это параллелизмы целых аккордов, либо параллелизмы частей аккордов (пример 225).
В средних голосах приведенного примера — длинная цепь из 15 Полутоновых интервалов (ср. начало его же романса «Не пой, красавица»). Если при хроматических дублированных неаккордовых звуках терции или сексты свободно проскальзывают, не получая
гармонического значения, то при подобных «замедлениях» каждый из проходящих интервалов оформляется гармонически, дополняется до полнозвучного аккорда, приобретая статус доминанты, побочной доминанты, субдоминанты и т. д.
|
|
Наконец, принцип линеарных функций иногда проявляется и в тональных последованиях — в цепочках отклонений или модуляций. Проходящее значение имеют, например, следующие отклонения в главной теме I части 4-й симфонии Чайковского (2-е предложение, такты 7-10):
Вспомогательное (или скрыто-проходящее) значение — отклонение в Des (далее в D-dur) во вступлении к Канцонетте скрипичного концерта Чайковского (такты 7-8):
К основной функции местной тоники в подобных случаях примешивается еще и линеарная.
К сходным линеарно-динамическим явлениям тонального плана относится и сдвиг f-moll — fis-moll при повторении хора «На кого ты нас покидаешь» в прологе «Бориса Годунова» Мусоргского (народ «орет» громче, «не жалея глоток», как ему приказывает Пристав).