Дальнейшее расширение тональности. Моноструктурные функции и добавочные конструктивные элементы (ДКЭ). Аккордовые ряды

Как уже было показано (см. § 16 и 17), расширение тонально­сти — не только процесс дальнейшего «прорастания» тонально-функ­циональных связей, умножающий их разветвленность, но также и создание «межфункциональных» или «надфункциональных» полей, где действуют иные функциональные закономерности* в сравнении с обычной тональной функциональностью. «Межфункциональные» поля имеют всегда подчиненное значение по отношению к обычным функциональным опорам тональности, и в этом также заключается их гармоническая функция: «вставки», «переходы», своего рода «паузы» в обычном тонально-функциональном процессе. Однако меж­функциональные поля нельзя трактовать как «афункциональность», «атональность» или «межтональность». Сложность состоит в том, что, с одной стороны, здесь может прерываться нить прямой функ­циональной связи с доминирующей тоникой, но с другой — продол­жается непрерывно идущая и строго контролируемая линия функ­ционального контраста именно с основной тоникой. Тем самым до­стигается связь какого-то иного порядка, на основе реализуемой функциональной необходимостью более широкого плана и более силь­ного действия, чем при прямых, близких тональных связях (как это уже было продемонстрировано при анализе функциональности хро­матических рядов). Следовательно, мы имеем дело с новыми, более сильными факторами расширения тональности.

Первое и едва ли не наиболее важное из таких новых функцио­нальных средств есть, так сказать, «рядные функции» — гармони­ческая функциональность при сложении рядов моноструктурных гармоний (наподобие некоторых видов хроматических квинтовых рядов, равноинтервальных медиант мажоро-минора; см. § 16, 23 настоящей главы). Логика функциональных связей состоит в том, что при усложнении и ослаблении прямой функциональной связи с тональным центром немедленно (и даже раньше, чем оформится ослабление центральной связи) вступают в действие другие факто­ры, поддерживающие логику гармонического последования и регу­лирующие эстетическую оправданность тех или иных сочетаний или соединений. Исходное созвучие ряда выполняет роль его ЦЭ, а по­вторения его структуры — функцию производных структур. Повторность структуры аккордов и повторность типа связи их в последова­нии создают при правильном применении легко схватываемую слу­хом гармонико-логическую закономерность, которая и ощущается

* Напомним, что слово «функция» имеет два значения: 1) собственно-тональная Функциональность (Т, D, S; DD, функциональные спутники и т. д.; здесь слово «функция» применяется в узком, специфическом смысле); 2) значение, роль, смыс­ловая сущность звука или созвучия в ряду или в системе других (общее, широкое значение; например, линеарная функция или колористическая фоническая).

как местный закон функциональности. (Точное, но несколько гро­моздкое определение «функциональность в ряду моноструктурных аккордов» заменим для удобства более упрощенным, хотя и в извест­ной мере условным: «моноструктурные функции»).Непосредствен­ная же связь с тоникой осуществляется в моменты включения и выключения моноструктурных функций, подобно тому как это про­исходит при линеарных гармониях и при побочных доминантах и субдоминантах. Таким образом, по месту в общей систематике гар­монических отношений в тональности моноструктурные функции следует уподобить побочным функциям.

Классическим образцом функциональности моноструктурных рядов можно считать знаменитые «аккорды затмения» из пролога оперы Бородина «Князь Игорь» (пример 245).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: