Как уже было показано (см. § 16 и 17), расширение тональности — не только процесс дальнейшего «прорастания» тонально-функциональных связей, умножающий их разветвленность, но также и создание «межфункциональных» или «надфункциональных» полей, где действуют иные функциональные закономерности* в сравнении с обычной тональной функциональностью. «Межфункциональные» поля имеют всегда подчиненное значение по отношению к обычным функциональным опорам тональности, и в этом также заключается их гармоническая функция: «вставки», «переходы», своего рода «паузы» в обычном тонально-функциональном процессе. Однако межфункциональные поля нельзя трактовать как «афункциональность», «атональность» или «межтональность». Сложность состоит в том, что, с одной стороны, здесь может прерываться нить прямой функциональной связи с доминирующей тоникой, но с другой — продолжается непрерывно идущая и строго контролируемая линия функционального контраста именно с основной тоникой. Тем самым достигается связь какого-то иного порядка, на основе реализуемой функциональной необходимостью более широкого плана и более сильного действия, чем при прямых, близких тональных связях (как это уже было продемонстрировано при анализе функциональности хроматических рядов). Следовательно, мы имеем дело с новыми, более сильными факторами расширения тональности.
Первое и едва ли не наиболее важное из таких новых функциональных средств есть, так сказать, «рядные функции» — гармоническая функциональность при сложении рядов моноструктурных гармоний (наподобие некоторых видов хроматических квинтовых рядов, равноинтервальных медиант мажоро-минора; см. § 16, 23 настоящей главы). Логика функциональных связей состоит в том, что при усложнении и ослаблении прямой функциональной связи с тональным центром немедленно (и даже раньше, чем оформится ослабление центральной связи) вступают в действие другие факторы, поддерживающие логику гармонического последования и регулирующие эстетическую оправданность тех или иных сочетаний или соединений. Исходное созвучие ряда выполняет роль его ЦЭ, а повторения его структуры — функцию производных структур. Повторность структуры аккордов и повторность типа связи их в последовании создают при правильном применении легко схватываемую слухом гармонико-логическую закономерность, которая и ощущается
* Напомним, что слово «функция» имеет два значения: 1) собственно-тональная Функциональность (Т, D, S; DD, функциональные спутники и т. д.; здесь слово «функция» применяется в узком, специфическом смысле); 2) значение, роль, смысловая сущность звука или созвучия в ряду или в системе других (общее, широкое значение; например, линеарная функция или колористическая фоническая).
как местный закон функциональности. (Точное, но несколько громоздкое определение «функциональность в ряду моноструктурных аккордов» заменим для удобства более упрощенным, хотя и в известной мере условным: «моноструктурные функции»).Непосредственная же связь с тоникой осуществляется в моменты включения и выключения моноструктурных функций, подобно тому как это происходит при линеарных гармониях и при побочных доминантах и субдоминантах. Таким образом, по месту в общей систематике гармонических отношений в тональности моноструктурные функции следует уподобить побочным функциям.
Классическим образцом функциональности моноструктурных рядов можно считать знаменитые «аккорды затмения» из пролога оперы Бородина «Князь Игорь» (пример 245).