Тритоновые замены и функциональные дубли

Тритоновой заменой мы называем замещение данной гармонии (обычно в виде мажорного септаккорда) другой — включающей те же звуки тритона (терция и септима), имеющей ту же самую функ­цию и ту же (либо весьма сходную) аккордовую структуру. Принцип тритоновой функциональной замены своим происхождением обязан в первую очередь альтерации (см. § 22 настоящей главы). Возведе-

ние принципа в систему отношений всюду порождает возможность тритоновых замен, приводит к образованию функциональных дуб­лей (то есть гармоний-антиподов, исполняющих ту же функцию, но с основным тоном, отстоящим на тритон); в конечном счете возника­ет стремление к сплошному тритоновому самодублированию функ­циональных отношений системы (пример 248).

Если функциональный дубль есть полноправное замещение ис­ходной функции, то соответствующие аккорды-антиподы могут бес­препятственно подменять друг друга в любых комбинациях. При этом первичный коренной шаг фундаментных основных тонов — нижнеквинтовый (D-T) — совершенно логично подменяется ниж­неполутоновым. Тем самым намечается принципиальная реоргани­зация самых коренных основ тональной системы — как основан­ной на квинтовой связи.

Само собой разумеется, что раз в качестве «инверсии» автентического шага (D-T) широко применим и плагальный шаг (S-T), то вполне закономерно и «возвратное», восходящее движение по полу­тонам вверх.

Приведем таблицу функциональных дублей (пример 249).

Следующий отрывок (из репризы ноктюрна Грига) примечателен тем, что в одном пассаже хроматический ряд сначала идет вниз по квинтам, а затем происходит тритоновая замена, превращающая хроматический квинтовый ряд в полутоновый (историческая эволю­ция сложилась в гармоническую структуру), пример 250.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: