Н. Римский-Корсаков. «Золотой петушок», д. I (схемы)

(Аккорд b-fis1-a1-d2 в 1-м такте — будущая «прокофьевская доминанта».)

Ладовая сущность подобных гармонических построений открыва­ет новый ладовый принцип. Что такое обычный классический мажор? Это распространение структурных и выразительных свойств главного аккорда — мажорного трезвучия (ЦЭ) — на более или менее обшир­ное построение. Что такое наше построение с моноструктурными («ряд­ными») функциями? То же распространение структурных и вырази­тельных свойств (временного) главного аккорда (ЦЭ) на более или менее обширное построение. И там, и здесь лад есть определенное единообразие, единая ладовая краска, лежащая на всем построении.

Так в примере 245 на протяжении четырех аккордов нет ни ма­жора, ни минора в обычном смысле (то есть нет распространения свойств соответствующих им ЦЭ), но есть «лад 4.3.3» — то есть определенная единая гармоническая сфера, побочная ладовая ячейка, где господствует (безраздельно) аккорд со структурой 4.3.3 (интер-

валы в полутонах). Нельзя поэтому расценивать такие моменты как «отключение ладовых функций». (Дж. Бас говорит: «Если бы возможно было на мгновение уйти из лада, это значило бы, что исчез всякий гармонический смысл; было бы безразлично взять любой из всех звуков»; приведя ряд подобных высказываний в своей книге «Лекции по гармонии», Т. С. Бершадская задает вопрос: «Может ли музыка быть внеладовой?» И дает недвусмысленно отрицательный ответ; см. с. 47. Но музыка может быть внемажорной, внеминорной, ибо существуют и другие лады, придающие ей «гармонический смысл».) Речь может идти не о «выходе за пределы лада», а о выхо­де за пределы лада мажорно-минорного типа (лады вне мажора и минора особенно усиливают свое значение на переход новой музыке XX в.) в область искусственных модусов.

Временно роль основного строительного («имитируемого») эле­мента берет на себя не обычная тоника, а свободно избираемый композитором аккорд. Из-за побочного характера его функциональ­ности он должен пониматься как добавочный конструктивный эле­мент гармонической системы (ДКЭ). Такой аккорд в примере 245 становится основным лишь на время звучания приведенных четы­рех аккордов. Его композиционное значение — быть объектом по­вторения и соответственно материалом для создания особого рода (описанного выше) субсистемы в широко трактуемых рамках то­нальной системы. Принцип ДКЭ остается ладотональным потому, что образует систему отношений на основе свойств определенного аккорда — ЦЭ (в примере 245 ЦЭ — аккорд 4.3.3).

В гармонии XIX в. моноструктурная функциональность заняла определенное место в числе средств повышенной выразительности. Если в «аккордах затмения» или в вышеупомянутых аккордах ко­локольного звона из «Бориса Годунова» моноструктурные исследо­вания вызываются к жизни особыми обстоятельствами, индивиду­ально проистекающими из сценического действия, то в обычных строгих классических формах они появляются в концах середин (разработок), в сложногармонических вступлениях, в концах реп­риз — там, где особенно нужны средства превышения.

Фактурное воплощение моноструктурных функций мы будем называть аккордовые ряды («ряды» — термин из «Практического учебника гармонии» Римского-Корсакова: «ряды уменьшенных септ­аккордов», «ряды мажорных секстаккордов» и т. д.). Под «рядами» мы подразумеваем не просто цепочки аккордов, а цепочки аккордов одинаковой структуры (также — сходной, то есть одинаковой в основе). Повторения созвучия- модели называются репликатами.

Как гармонико-динамическое средство аккордовые ряды стали применяться еще в музыке XVIII в. (например, в конце репризы прелюдии D-dur из I тома ХТК Баха — длинный ряд уменьшенных трезвучий). Классическое композиционное предназначение аккордо­вый ряд получил у Бетховена (пассаж уменьшенных септаккордов в конце разработки I части сонаты ор. 2 № 3), однако не закрепился

247 Φ. Шопен. Прелюдия Es-dur (редукция)

Vivace legato

как стабильный прием. Систематическое применение — скорее от Шопена (пример 247).

См. также: Шопен. Этюд ор. 10 № 3 E-dur, конец эпизода; его же 1-й экспромт, середина главной темы; его же мазурка ор. 30 № 4 (с параллельными квинтами!); Лист. 3-й ноктюрн, As-dur; его же «Мыслитель», конец середины; его же «Прелюды», начало разработ­ки; Чайковский. «Времена года», «Июнь», конец эпизода; его же «Щелкунчик», увертюра, середина главной темы.

В ранней технике симметричных ладов (Римский-Корсаков) ак­кордовые ряды станут одним из главных средств аккордовой связи (см. § 31 настоящей главы). Ряды в них — фактурная форма реали­зации новоладовых функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: