Только эстетически неразвитый, консервативный слух ожидал бы здесь во втором такте непоэтичного, обедненного звучания тонического консонирующего трезвучия Fis-dur.
С функциональной инверсией связана и проблема некоторых особых ладов. Так, доминантовый лад может быть (например, в «Сцене и цыганской песне» из «Испанского каприччио» Римского-Корсакова) представлен как гармонический минор со смещением (инверсией) тяготения в обратную сторону — с °Т на +D. Это заметно в некоторых сочинениях Рахманинова. Так, почти на всем протяжении прелюдии b-moll (см. пример 269) чувствуется лад доминантовый F (= Fdom), но завершается прелюдия в b-moll, и нет никакого сомнения в том, какую тональность имел в виду Рахманинов, — ведь каждая из 24 прелюдий имеет собственную, не повторяющуюся тональность. В побочной теме I части его же 4-го концерта тональность — доминантовый В, но общий каданс и заключение экспозиции — в Es-dur.
То же можно сказать и о некоторых диатонических ладах (в XIX в. они понимались как «отрезки» мажорной или минорной гаммы) и о симметричных. Так, в Песне Лумира (фригийский fis)из «Млады» Римского-Корсакова все время «просвечивает» D-dur. Знаменитый хор раскольников из «Хованщины» (во фригийском e) заканчивается в a-moll.
|
|
Почти абсолютно дорастает до увеличенного лада F-dur6> в хоре красных девиц царства подводного из «Садко» Римского-Корсакова. Очевидно, функциональная инверсия может давать и новое качество — производные лады.
Функциональная инверсия есть процесс внутреннего перерождения старой тональной системы за счет иного использования ее же собственных элементов. Путем иного их применения оказывается возможным подвести музыку непосредственно к новой гармонии XX в. Блистательный образец этого процесса — главная тема трехчастной оркестровой фантазии Стравинского «Фейерверк» (1908). Огромная I часть пьесы целиком стоит на D тональности E-dur, и диссонантный аккорд h-dis-fis-a фактически является гармоническим центром сочинения (несмотря на то, что в репризе все же разрешается в Т, подобно использованию +Т6> в конце хора девиц царства подводного из «Садко»). Сияющий переливающимися радужными красками центральный аккорд определяет пути мелодического движения, подобно тому как в классической гармонии это зависело от ее центра — тонического трезвучия. Цель гармонии здесь — сверкающий фейерверк сонорных красок.
Таким образом, функциональная инверсия оказывается одним из важнейших симптомов движения к новой гармонии. Исторически закономерно, что новая экспрессия сначала была получена с помощью того же наличного состава элементов — то есть использования имеющихся диссонансов и неустоев, как если бы они были основой лада. Освоив их в этой роли, музыка смогла далее уже «просто» положить в основу лада освоенный диссонанс.