Состояния тональности. Тональные индексы

Между классической тональностью времен Моцарта — Бетховена и «новой тональностью» и «атональностью» XX в. лежит путь непре­рывной и абсолютно ровной в своей постепенности эволюции; нигде нет никаких скачков (historia non facit saltus). От Моцарта до Бетхо­вена, от Бетховена до Шуберта и т. д.; от раннего Скрябина до средне­го, от среднего до позднего, от раннего тонального Шёнберга к его «атональному» периоду, от Стравинского «Жар-птицы» к Стравин­скому «Весны священной», от Веберна ранних песен к Веберну песен ор. 3-4 — всюду эволюция сугубо постепенная, разве что иногда, в начале, — более медленная, а иногда — (в период 1905-1913 гг.) — стремительная. И между тональностью моцартовского «Дон-Жуана» и Героической симфонии Бетховена, с одной стороны, и тональностью «Багатели без тональности» Листа, «Прометея» Скрябина, прокофьевского «Наваждения», «Петрушки» Стравинского, вокальных сти­хотворений Рославца, симфонической поэмы Шёнберга «Пеллеас и Мелизанда», его же «Лунного Пьеро», «Пяти пьес» ор. 5 Веберна и Других композиторов новой музыки — с другой, заполнены все ста­дии, ступени перехода, если возможно говорить о «ступенях» текуче­го процесса. Чтобы показать тождественность качества состояний то­нальности в позднеромантической гармонии и в музыке XX в., мы приводим далее примеры из обоих этих исторических периодов.

Естественно, сущность тональности постепенно и незаметно ме­няется. Под тем же названием «тональность» в сонате Бетховена, «Кащее» Римского-Корсакова, «Загадке» Скрябина, бальмонтовских «Стихотворениях» Стравинского, «Пеллеасе» Дебюсси, «Пассакалии» Веберна фигурируют структуры, столь несходные друг с другом, что только прикрытие одними и теми же традиционными наименовани­ями (d-moll, Des-dur) дает повод думать, что они обозначают одни и те же вещи. На деле же эволюция тональности проходит ряд особых состояний, которые необходимо учитывать при восприятии, анали­зе гармонии и при ее сочинении. То, от чего музыка отказалась в XX в. в пользу «свободной атональности», новой модальности, доде­кафонии, сонорики, это не та тональность, какой мы знаем ее по учебникам гармонии, опирающимся на тип тональности венских классиков, выдаваемый за тональность вообще.

Чтобы понять происходившие в конце XIX — начале XX в. из­менения в существе тональности, необходимо учитывать ряд крите­риев, показывающих ее состояния. Эти критерии мы называем то­нальными индексами.*

Таких индексов оказывается четыре:**

1. Центр, центральный элемент системы как выражение основ­ной идеи тональности, группировки всех звуков и созвучий вокруг центра.

Сокращенное обозначение: [Ц]

Три следующие индекса находятся на уровне реализации идеи ЦЭ тональности:

2. Тоника, материально-звуковая реализация идеи тонального центра.

Обозначение: [Т]

3. Сонантность, уровень гармонического напряжения — консо­нантного и диссонантного — в аккордах, созвучиях; один из наибо­лее мощных факторов тонального тяготения.

Обозначение: |С|

4. Функции, смысловые значения всех гармоний системы, уста­навливаемые в зависимости от их отношения к тонике.

Обозначение: [ Ф ]

Каждый из тональных индексов имеет свои полюсы, положи­тельный и отрицательный. Обозначения и расшифровка их:

1. Ц +— центр единый;

Ц _ — центров два или более; центр неопределен.

* Идея состояний тональности разработана (однако в несколько иной трактовке терминов) в диссертации Т. Г. Мдивани «Проблемы позднеромантической гармонии в творчестве австро-немецких композиторов конца XIX — начала XX в. (А. Брук­нер, X. Вольф, Г. Малер, М. Регер)». (Минск, 1983). Впервые идея особых состояний тональности выдвинута А. Шёнбергом («Парящая и снятая тональность», см.: Schönberg A. Harmonielehre. 7. AufI.˚/D, UE [Wien]. S. 460-461).

** В диссертации Т. Г. Мдивани указываются пять критериев (С. 90); помимо приводимых здесь фигурирует еще критерий звукорядной основы (диатонической или хроматической).

2. Т+ — тоника реально представлена;

Т- — тоника реально не представлена.

3. С+ — консонантность; диссонансы разрешаются в консо­нансы;

С_ — диссонантность; диссонансы не разрешаются в консо­нансы.

4. Ф+ — функциональные значения центростремительны, ука­зывают на тонику;

Ф_ — функциональные значения центробежны, на тонику не указывают определенно.

Различные состояния тональности обрисовываются показаниями тональных индексов, то есть той или иной комбинацией характери­зуемых ими свойств тональности. Состояния позднеромантической тональности относительно стабильны и вливаются далее в гармонию новой музыки XX в., где они, с одной стороны, «снимаются» принци­пом индивидуальности тональной структуры, а с другой — девальви­руются типом новой тональности, опирающимся на диссонантно-хроматическую основу. В этом смысле учет действия тональных ин­дексов может быть более важным, чем отнесение той или иной конкретной структуры к какому-либо точно обрисованному типу-состоянию тональности.

В зависимости от конкретной комбинации указываемых индек­сами факторов тональности получаются около десятка различных состояний тональности, имеющих иногда еще некоторые разновид­ности. Систематизируем эти наиболее важные типизируемые состоя­ния тональности.

I. Функциональная тональность: Ц+Т+С+Ф+

1. Строгая функциональная тональность диатонического лада. Примеры: Бах. ХТК, том I, прелюдия C-dur; Бетховен. Соната

для ф-п. ор. 2 № l, Adagio, главная тема.

2. Расширенная функциональная тональность мажоро-минорного лада.

Примеры: Шуберт. Соната для ф-п. a-moll op. 143, II ч., главная тема; Мусоргский. Песня «Горними тихо», такты 1-8; Прокофьев, «Здравица», главная тема.

3. Расширенная функциональная тональность хроматического лада.

Примеры: Скрябин. «Поэма экстаза», главная тема; Веберн. Пас­сакалия ор. 1, тема и 1-я вариация; Прокофьев. 8-я соната для ф-п., I ч., главная тема.

II. Рыхлая тональность: Ц+Т+С+Ф_

То есть: центр однозначен, тоника представлена, диссонанс под­чинен, функции не указывают однозначно на тонику-центр. Рассмотрим пример 264.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: