double arrow

Упражнения по концентрации


Очень часто в театральных школах мы начинаем с использования двух главных Органов- глаз и ушей. На определенной ступени нашей работы это хорошо, но мы должны идти дальше. Допустим , мы хотим сконцентрироваться на каком-либо объекте. Мы должны увидеть его, и это первая ступень. Мы можем даже детально описать его для поддержки того, что мы видим глазами. Затем нам нужно сделать следующее: без физического движения должны двигать все наше существо к объекту. К примеру, когда мы влюблены, то концентрируемся на личности до такой степени, что постоянно движемся к этой личности. Итак, силой нашей воли мы должны в душе стремится к объекту нашей концентрации. Физическое тело остается спокойным, но нечто стремится к объекту. Когда вы у объекта, физическое тело должно быть свободным и расслабленным. В этом случае вы почувствуете, что ваши взгляды и видение вторичны.

Теперь у вас есть объект, воспринимаемый не только глазами, но и нечто еще другим, что намного важнее, много более «охватывающий» объект, чем глазами. Последний шаг - «взять» объект и держать его до такой степени, что вы не знаете или вы владеете объектом, или объект владеет вами - вы становитесь единым целым с ним. А когда вы станете им, случиться чудо - вы узнаете точно вес объекта, какое это состояние, какую молву это вызывает, какие образы возникают со всех сторон одновременно. Глазами мы видим поверхность. Когда мы достигаем объекта своим физическим телом, то смутно знаем, что он где-то, когда «берем» объект, то знаем лучше, а когда мы захвачены им, мы знаем все его качества и переживаем. Возьмем два объекта - чем больше мы производим этот процесс слияния с ними, тем более они становятся разными до того, что они становятся несравнимыми, и они могут показать нам так много, что мы можем даже испугаться, но реален только этот путь к познанию. Этот процесс концентрации «слияния» вместе - только этот действенный путь к познанию. Будь это коробка спичек или человеческое существо, процесс концентрации, слияния без участия физического тела одинаков. Будь это Моисей Микеланджело, реальное лицо, уличный шум и т.д. - сила концентрации должна быть точно одинаковой во всех случаях.




Если мы способны получать так много интересного от простых предметов, то, как много богаче и интересней будет работа над ролью, которую мы собираемся играть. Мы можем сконцентрироваться на своей роли, если будем способны сконцентрироваться в точке, где не нужно более смотреть на объект. Тогда не будет разницы ни что это воображаемый характер- сэр Эндрю Эгьючик, ни актер, которого я вижу на сцене в телесной оболочке и в костюме. Воображение становится таким конкретным и через силу концентрации сразу не делает мир воображения таким реальным и конкретным, что нет нужды вспоминать реального «дедушку», потому что воображаемый «дедушка», который показал актерам как Король Лир, Клавдий и т.д. и т.п., настолько конкретен. Более того, это так свободно от актерских нервов и физической боли, которые не такие как если бы ядумал о незабытых мною отце, матери, деде.



Образ

Это показывает нам, как много значит одна вещь- концентрация делает воображение конкретным, а воображение , если оно конкретно, не может быть вызвано без концентрации в этом виде. Другой конкретный результат этого упражнения в том, что образы, которые мы собираемся играть при помощи такого вида концентрации и высокоразвитого воображения, появятся перед нами в то время, когда мы работаем над ролью. Они появятся перед нами абсолютно конкретно, так что, хотя мы не можем видеть их физическими глазами, можем описать место, где стоит Гамлет, морщинки на его лице и т.д. и т.п. Они появятся сами по себе. Я знаю случай, когда актер читал книгу, не имевшую ничего с ролью, над которой он работал. Вдруг он почувствовал, что «он находится здесь», но книга его интересовала, и он не хотел смотреть на образ. Это была реальная борьба между ними, но образ был так силен, что актер прекратил читать и погрузился в образ. Сила такого воображения невероятна. Она сильнее реальной личности, потому что средства, которыми этот образ добивается слияния актера-это такой природы, что вы не можете сказать ей «нет».



Но средства для достижения этого воображения должны быть развиты этим видом концентрации, которая исходит из физического тела, так сказать «погружения» в образ, обстоятельства и звука и слияния с ними. Во время исполнения упражнений важно не разрешать себе разрушать концентрацию, это случиться, но тогда вы уже достигнете точки, где можно овладеть образом и держать его без разрушения связи. Давайте делать это посредством концентрации на объекте и существования с ней. Тогда мы сможем продолжать курить и разговаривать, и тем не менее, будем иметь неразрывную связь с обстоятельствами.







Сейчас читают про: