Концептуальные положения Коммуникативного подхода по Е.И. Пассову:
1. Язык является средством общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям страны изучаемого языка
2. ИЯ в отличие от других предметов является ЦЕЛЬЮ и СРЕДСТВОМ обучения
3. Овладение ИЯ отличается от овладения родным языком:
- способами овладения
- плотностью информации в общении
- включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность
- совокупностью реализуемых функций
- соотнесенностью с сензитивным периодом речевого развития ребенка.
4. Отношения между участниками образовательного процесса (учителем и учеником) строятся на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве.
Основные признаки коммуникативности (по Е.И. Пассову)
мотивированность учения,
-включение в общение,
-активность,
-взаимодействие,
-осмысленность,
-личностный смысл,
-проблемность,
-упражения речевой направленности,
-коммуникативное мышление,
-контрастность,
-содержательность,
|
|
-ситуативность,
-функциональность,
-целенаправленность,
-выразительность и эмоциональность,
-прагматика речи,
-коммуникативная ценность фраз.
Монологическая речь – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Речь в монологической форме в рамках программы средней школы сводится к распространенному ответу на вопрос, сообщению на определенную тему, описанию кадров фильма, рассказа по картине или по серии картин.
Для овладевания МР необходимо развить у школьников следующие умения:
1. Исходя из целей коммуникации соединить друг с другом изученные типовые предложения, образуя сообщение.
2. Понять и запомнить образец высказывания в процессе аудирования.
3. Строить краткое сообщение по образцу и производить трансформации (расширение, сужение, замены и др.).
4. Строить сообщения повествовательного и описательного характера (с опорой на картинки, фильмы, диафильмы или без опоры) по знакомой теме.
5. Строить сообщения с элементами сужения (оценка события, характеристика действующих лиц, свое отношение к услышанному или прочитанному) с опорой на план или без опоры.
Эти умения формируются путем применения условно-речевых упражнений, целью которых является обучить связности и логичности высказывания. Эти упражнения различаются по опорам:
1. Упражнения с опорой на вопросы или на данный языковой материал. Учащиеся начальной ступени после упражнений в выражении мысли одним предложением учатся отвечать на вопрос 2-3мя предложениями. В подобных упражнениях логическая схема высказывания задается вопросами. Иногда логикой изложения управляет порядок прилагаемого языкового материала.
|
|
2. Упражнения для развития МР, построенные на так называемой логико-синтаксической схеме. Используется последовательность фраз, т.к. она отражает определенную логику развития мысли и повторяемость синтаксических сцеплений между фразами, например: Я люблю... И я хорошо... Довольно часто... Но....
3. Упражнения с опорой на ситуацию: а) рассказ по плану; б) рассказ без предложенного плана.
4. Упражнения с опорой на текст.
5. Упражнения с опорой на наглядность.
Упражнения с опорой на тему. При этом план может быть дан, возможен рассказ и без плана.