Коммуникативный подход в обучении говорению. Особенности обучения монологу и диалогу

Концептуальные положения Коммуникативного подхода по Е.И. Пассову:

1. Язык является средством общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям страны изучаемого языка

2. ИЯ в отличие от других предметов является ЦЕЛЬЮ и СРЕДСТВОМ обучения

3. Овладение ИЯ отличается от овладения родным языком:

- способами овладения

- плотностью информации в общении

- включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность

- совокупностью реализуемых функций

- соотнесенностью с сензитивным периодом речевого развития ребенка.

4. Отношения между участниками образовательного процесса (учителем и учеником) строятся на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве.

Основные признаки коммуникативности (по Е.И. Пассову)
мотивированность учения,

-включение в общение,

-активность,

-взаимодействие,

-осмысленность,

-личностный смысл,

-проблемность,

-упражения речевой направленности,

-коммуникативное мышление,

-контрастность,

-содержательность,

-ситуативность,

-функциональность,

-целенаправленность,

-выразительность и эмоциональность,

-прагматика речи,

-коммуникативная ценность фраз.

Монологическая речь – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Речь в монологической форме в рамках программы средней школы сводится к распространенному ответу на вопрос, сообщению на определенную тему, описанию кадров фильма, рассказа по картине или по серии картин.
Для овладевания МР необходимо развить у школьников следующие умения:

1. Исходя из целей коммуникации соединить друг с другом изученные типовые предложения, образуя сообщение.

2. Понять и запомнить образец высказывания в процессе аудирования.

3. Строить краткое сообщение по образцу и производить трансформации (расширение, сужение, замены и др.).

4. Строить сообщения повествовательного и описательного характера (с опорой на картинки, фильмы, диафильмы или без опоры) по знакомой теме.

5. Строить сообщения с элементами сужения (оценка события, характеристика действующих лиц, свое отношение к услышанному или прочитанному) с опорой на план или без опоры.

Эти умения формируются путем применения условно-речевых упражнений, целью которых является обучить связности и логичности высказывания. Эти упражнения различаются по опорам:

1. Упражнения с опорой на вопросы или на данный языковой материал. Учащиеся начальной ступени после упражнений в выражении мысли одним предложением учатся отвечать на вопрос 2-3мя предложениями. В подобных упражнениях логическая схема высказывания задается вопросами. Иногда логикой изложения управляет порядок прилагаемого языкового материала.

2. Упражнения для развития МР, построенные на так называемой логико-синтаксической схеме. Используется последовательность фраз, т.к. она отражает определенную логику развития мысли и повторяемость синтаксических сцеплений между фразами, например: Я люблю... И я хорошо... Довольно часто... Но....

3. Упражнения с опорой на ситуацию: а) рассказ по плану; б) рассказ без предложенного плана.

4. Упражнения с опорой на текст.

5. Упражнения с опорой на наглядность.

Упражнения с опорой на тему. При этом план может быть дан, возможен рассказ и без плана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: