Правовое государство — это такая организация политич. власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и
свобод человека и граж-на, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права госуд-ной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Можно выделить два основных принципа правового государства:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);
2) наиболее последовательное связывание с помощью права гос-ной власти, формирование для госуд-ных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).
Первый принцип нашел свое закрепление в Конституции РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы явл. высшей ценностью». Правовое гос-во должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому граж-ну возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций госуд-ной власти выступает вторичной.
|
|
Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:
— разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;
— федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;
— верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);
— взаимной ответственности госуд-ва и личности. Кроме них можно выделить и другие принципы: высокий уровень правосознания и правовой культуры в общ-ве; наличие гражданского общ-ва и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.
Идея правового госуд-ва есть идея взаимоуправления гражданского общ-ва и госуд-ва, предполагающая разрушение монополии госуд-ва на власть с одновременным изменением соотношения свободы госуд-ва и общ-ва в пользу последнего и отдельной личности.
При всем многообразии принципов правового госуд-ва два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первое (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражд-на. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать госуд-ную власть посредством права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно его так ограничить, что госуд-во вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общ-во от этого ничего не выиграет, а, наоборот, только проиграет.
|
|