Характеристика транспортного комплекса России

При рассмотрении транспортного комплекса необходимо уточнить терминологию таких ключевых понятий (она подчас различна в разных учебно-методических источниках), как транспортный комплекс, транспортная система, транспортная сеть, постоянные устройства, подвижной состав.

Под транспортным комплексом понимается совокупность нескольких отраслей народного хозяйства, предназначенных для удовлетворения потребностей в перевозках грузов и пассажиров: транспорта, транспортного строительства; транспортного машиностроения и др.

Транспортная система – это целостная отрасль экономики страны. В ее состав входят:

– транспортная сеть всех видов транспорта;

– подвижной состав;

– трудовые ресурсы;

– система управления.

Транспортная сеть (один из элементов транспортного комплекса) – это совокупность всех путей сообщения и связанных с ними постоянных устройств различных видов транспорта.

Постоянные устройства (инфраструктура транспорта) – совокупность всех искусственных стационарных (иммобильных) транспортных сооружений вместе с относящимся к ним оборудованием и системой обслуживания.

Подвижной состав – совокупность всех транспортных средств, непосредственно осуществляющих перевозки (локомотивы, вагоны, суда, самолеты и т.д.), и прочих движущихся средств (дрезины, снегоочистители и др.), выполняющих вспомогательные, ремонтные и другие функции.

Все виды транспорта общего пользования являются самостоятельными подотраслями экономики страны и вместе взятые (включая погрузочно-разгрузочные работы) составляют межотраслевой комплекс в региональном и межотраслевом балансах народного хозяйства.

Транспортный комплекс – это сложная производственно-экономическая и социальная система со своей внутренней, только ей присущей территориально-производственной и функциональной структурой. Он выступает и как самостоятельная отрасль национального хозяйства, и как отрасль материального производства, продолжающая процесс создания стоимости товаров в сфере обращения.

Транспортный комплекс России, который по-настоящему начал формироваться с реструктуризацией железнодорожного транспорта в 2003 г., включает следующие виды сообщения и ресурсы (рис. 2.1).

                       
   
 
   
КОМПЛЕКС РОССИИ
 
 
5 млн. чел. » 8% общей численности
   
165 тыс. транспортных предприятий
 
4,375 трлн. руб. стоимость основных фондов» 20% общей стоимости
 
 
   
 



Рис. 2.1. Транспортный комплекс России

Транспортный комплекс России объединяет около 165 тыс. различных транспортных предприятий всех видов собственности, на которых работает около 5 млн. человек, что составляет примерно 8% от общей численности работников производственной сферы.

Стоимость основных производственных фондов транспорта равна 4,375 трлн. рублей и составляет около 20% стоимости основных фондов страны.

Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет 18–20%, а по некоторым грузам достигает 50% и более. Расходы на транспорт занимают значительную долю в личном бюджете граждан нашей страны.

Транспортный комплекс является крупнейшим потребителем энергетических ресурсов, ежегодно расходуя свыше 150 млн. т условного топлива и около 45% всех первичных энергоресурсов страны. Полную характеристику транспортного комплекса можно дать с учетом:

– доли в ВВП;

– доли стоимости основных фондов и оборотных средств;

– численности работников;

– объема выполняемой перевозочной работы;

– капиталоемкости продукции;

– себестоимости перевозки;

– производительности труда;

– качества обслуживания;

– экологичности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: