ЕТС в условиях рыночных отношений

В период перехода к рыночной экономике на транспорте произошли радикальные изменения. После упразднения министерств по видам транспорта было создано (1990 г.) федеральное Министерство транспорта (Минтранс), объединившее функции управления морским, речным, воздушным, автомобильным, городским пассажирским и промышленным транспортом, а также дорожным хозяйством. Железнодорожный транспорт находился в ведении федерального Министерства путей сообщения (МПС РФ).

На транспорте были осуществлены первоначальная приватизация и демонополизация унитарных предприятий, переход от прямого административного управления к государственному регулированию субъектов рынка.

Тарифы транспортных предприятий стали преимущественно свободными. Регулируемые тарифы сохраняются только на железнодорожном транспорте и в секторе городского и пригородного общественного транспорта.

Обострилась проблема обновления изношенных основных фондов во всех отраслях национального хозяйства.

В результате действия негативных факторов на первом этапе рыночных отношений на транспорте произошли следующие изменения:

– деградация морского торгового флота России;

– практическая ликвидация большинства внутренних авиалиний;

– прекращение деятельности многих внутренних водных путей сообщения.

Железнодорожный транспорт понес убытки по пассажирским перевозкам, особенно в пригородном сообщении, а также на малодеятельных участках.

В этих условиях вопрос о совершенствовании ЕТС практически не возникал. Главной задачей многих предприятий было «выживание» на рынке транспортных услуг.

Вместе с тем в условиях рыночной экономики постепенно создаются объективные предпосылки для рационального распределения перевозок между видами транспорта на основе конкуренции и потребительных предпочтений с учетом качества предлагаемых транспортных услуг и условий перевозок. В современных условиях при экономическом обосновании организационной структуры управления на транспорте и выборе вариантов технологий перевозок особо важное значение приобретает оценка конкурентоспособности различных видов транспорта. В этой связи необходимо отметить, что при перевозках грузов могут появляться разные виды конкуренции (табл. 3.2).

Т а б л и ц а 3.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: