Вопросы совершенствования ЕТС

Одной из важных задач на транспорте является формирование ЕТС с учетом интересов государства, общества и бизнеса. В связи с появлением новых принципов управления необходимо уточнить само определение ЕТС. Еще раньше выдвигались разные предложения о сущности ЕТС. Одно из них заключалось в том, что за основу принимался ведущий вид транспорта, как правило, железнодорожный, к которому «привязывались» остальные виды транспорта на положении вспомогательных звеньев.

Другое предложение состоит в том, что в состав ЕТС включается все, что связано с перемещением грузов, людей, энергии, информации, т.е. включаются все виды транспорта общего и необщего пользования, связь и линии электропередач.

Первое и второе предложения вызывают возражения как не отвечающие требованиям системности.

Виды транспорта общего пользования являются самостоятельными хозяйствующими структурами и взятые вместе составляют межотраслевой транспортный комплекс. Это положение фундаментально, так как оно предполагает, что виды транспорта должны иметь свою продукцию и затраты, а перевозки балансироваться с материальной продукцией народного хозяйства. В связи с этим появляются принципиальные требования к унификации структуры перевозок, организации учета и отчетности, которые подробно изложены в [6]. Смысл этих требований заключается в том, чтобы на правительственном уровне унифицировать перевозки для различных видов транспорта по определенным признакам.

Не меньшее значение, чем выбор технических средств транспорта и технологии перевозок, имеют экологические характеристики, степень безвредности транспорта для человека и окружающей природной среды: уровень шума, вредные выбросы, потребность в территории и т.д.

Единая транспортная система должна иметь правовой и административный статус.

Принятыми решениями [9] правовой статус будет обеспечен. Для этой цели требуется: наличие конечной продукции, измерение продукции в денежном и натуральном выражении, возможность и необходимость развития ЕТС на собственной экономической основе.

Сложнее обстоит дело с административным управлением транспортом. Некоторые полагают, что накопившиеся проблемы на транспорте своевременно не решались потому, что у транспорта нет единого хозяина. При такой точке зрения легко прийти к выводу о необходимости создания нового, более совершенного органа управления транспортом и возложить на него всю ответственность за развитие и работу транспорта. Однако представляется, что в этом вопросе нельзя ограничиваться концентрацией только функций управления. Речь должна идти о единой методологии при формировании ЕТС в новых условиях хозяйствования, а именно о балансировании перевозок с производством продукции, хорошо организованном контроле за продвижением грузопотоков, международном сотрудничестве по вопросам транспорта и др.

С учетом всех этих обстоятельств разумнее было бы начать с утверждения на правительственном уровне исходных условий формирования ЕТС общего пользования. Исходя из этих условий целесообразно разработать новое положение о контроле (надзоре), учете, правовых взаимоотношениях и организации деятельности транспортных предприятий. Тем самым были бы созданы предпосылки для последующей разработки положений о функционировании ЕТС как целостной структуры.

Решение всех этих вопросов потребует больших коллективных усилий квалифицированных специалистов разных видов транспорта. Одновременно должна быть внесена определенность в раскрытие показателей эффективности работы транспорта и его продукции. В теории ведутся длительные дискуссии, в которых продукция транспорта или просто отрицается, или утверждается ее первостепенное значение. Практически в качестве продукции транспорта на всех уровнях приняты транспортные тонно-километры и пассажиро-километры, хотя очевидно, что с экономической точки зрения сведение продукции транспорта к грузо- и пассажирообороту несостоятельно.

Отечественные ученые П. Кузнецов и Р. Образцова предложили новую единицу оценки работы транспорта – тран, учитывающий три фактора: тонны, километры и квадрат скорости доставки груза по формуле

где Q – абсолютная величина (масса) перевозимого груза, т;

L – дальность перевозки, км;

– скорость доставки груза «от двери до двери», км/ч.

Физический смысл этого критерия (трана) состоит в том, что он отображает величину расхода мощности системы за все время пребывания груза в системе – от момента сдачи до момента получения.

Имеются и другие подходы к измерению транспортной продукции. Главный недостаток принятых измерителей транспортной продукции оппоненты видят в том, что они не учитывают фактор времени.

Вопросы для проверки знаний

1. Определение единой транспортной системы России.

2. Что понимается под ЕТС?

3. Критерии ЕТС до 1992 г.

4. ЕТС в современных условиях управления.

5. Критерии оценки состояния конкуренции на транспортные услуги.

6. Состояние конкуренции на транспортные услуги по грузовым перевозкам.

7. Состояние конкуренции на транспортные услуги по пассажирским перевозкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: