Различных видов транспорта

Сферы наивыгоднейшего (рационального) использования различных видов транспорта для доставки грузов и перевозки пассажиров могут быть рассчитаны путем сопоставления стоимости перевозок и качественных показателей транспортного обслуживания (скорость доставки, сохранность грузов и др.).

Для каждого вида транспорта рассчитывается критерий оценки его рациональности, представляющий приведенные затраты по формуле

, (3.1)

где – приведенные затраты i -го вида транспорта;

– эксплуатационные расходы i -го вида транспорта;

– инвестиционные вложения в i -й вид транспорта;

– оборотные средства грузовладельцев, равные стоимости грузовой массы в пути, учитывая срок доставки i -м видом транспорта;

– нормативный срок эффективности инвестиционных затрат ( = 0,10–0,12).

Вид транспорта считается рациональным, если величина критерия составит минимальную величину, т. е. , где l – расстояние перевозок.

Рациональный вид транспорта в зависимости от расстояния перевозки можно определить графическим способом (рис. 3.1)

. K

                           
             


200 400 600 800 1000 1200 1400 l

– железнодорожный транспорт;

– автомобильный транспорт

Рис. 3.1. Графическое определение предельных расстояний перевозок грузов

Следует иметь в виду, что определение критерия рациональности вида транспорта по формуле (3.1) является неполным. В нем не учитывается внетранспортный эффект использования i -го вида транспорта в других отраслях и сферах жизни людей (влияние на экологию окружающей среды, повышение стоимости земли и недвижимости, ускорение освоения месторождений и территорий, сокращение времени поездок работников к рабочим местам, обеспечение безопасности и сохранности перевозок и т.п.).

Учет влияния внетранспортного эффекта, так же как и учет стоимости грузовой массы в пути, позволит более объективно устанавливать рациональные сферы использования того или иного вида транспорта с народнохозяйственных позиций.

Практически рациональные сферы использования железнодорожного и автомобильного транспорта определяются путем сопоставления тарифных плат по конкретным схемам доставки (п–м–п; п–м–а; а–м–а и др., где п – подъездной железнодорожный путь; м – магистральная железная дорога; а – автотранспорт); типам автомобилей; дорожным условиям; родам грузов и др. признакам. Предельные рациональные расстояния перевозок грузов автотранспортом показаны в табл. 3.1.

Т а б л и ц а 3.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: