Сферы наивыгоднейшего (рационального) использования различных видов транспорта для доставки грузов и перевозки пассажиров могут быть рассчитаны путем сопоставления стоимости перевозок и качественных показателей транспортного обслуживания (скорость доставки, сохранность грузов и др.).
Для каждого вида транспорта рассчитывается критерий оценки его рациональности, представляющий приведенные затраты по формуле
, (3.1)
где – приведенные затраты i -го вида транспорта;
– эксплуатационные расходы i -го вида транспорта;
– инвестиционные вложения в i -й вид транспорта;
– оборотные средства грузовладельцев, равные стоимости грузовой массы в пути, учитывая срок доставки i -м видом транспорта;
– нормативный срок эффективности инвестиционных затрат ( = 0,10–0,12).
Вид транспорта считается рациональным, если величина критерия составит минимальную величину, т. е. , где l – расстояние перевозок.
Рациональный вид транспорта в зависимости от расстояния перевозки можно определить графическим способом (рис. 3.1)
|
|
. K
200 400 600 800 1000 1200 1400 l
– железнодорожный транспорт;
– автомобильный транспорт
Рис. 3.1. Графическое определение предельных расстояний перевозок грузов
Следует иметь в виду, что определение критерия рациональности вида транспорта по формуле (3.1) является неполным. В нем не учитывается внетранспортный эффект использования i -го вида транспорта в других отраслях и сферах жизни людей (влияние на экологию окружающей среды, повышение стоимости земли и недвижимости, ускорение освоения месторождений и территорий, сокращение времени поездок работников к рабочим местам, обеспечение безопасности и сохранности перевозок и т.п.).
Учет влияния внетранспортного эффекта, так же как и учет стоимости грузовой массы в пути, позволит более объективно устанавливать рациональные сферы использования того или иного вида транспорта с народнохозяйственных позиций.
Практически рациональные сферы использования железнодорожного и автомобильного транспорта определяются путем сопоставления тарифных плат по конкретным схемам доставки (п–м–п; п–м–а; а–м–а и др., где п – подъездной железнодорожный путь; м – магистральная железная дорога; а – автотранспорт); типам автомобилей; дорожным условиям; родам грузов и др. признакам. Предельные рациональные расстояния перевозок грузов автотранспортом показаны в табл. 3.1.
Т а б л и ц а 3.1