При реализации инвестиционных проектов

Текущие затраты можно определять с помощью методов:

– непосредственного расчета по статьям номенклатуры или по установленным нормам на штат, материалы, электроэнергию, квотам на капитальный ремонт и реновацию;

– расходных ставок или норм на измерители работы подвижного состава;

– укрупненных норм (ставок) на измерители эксплуатационной работы или единицу продукции (устройства).

При использовании метода непосредственного расчета расходы определяются по элементам затрат.

В состав расходов включаются:

– фонд оплаты труда (исходя из дополнительного штата по проекту и установленного размера заработной платы);

– отчисления на социальные нужды;

– плата за используемую электроэнергию и дизельное топливо для тяги поездов и нетяговых потребителей, воду, тепло (если водо- и теплоснабжение предусматриваются от посторонних источников);

– оплата стоимости сырья и материалов;

– амортизационные отчисления, определяемые по действующим нормам амортизации основных производственных фондов;

– прочие затраты (только непосредственно относящиеся к рассматриваемому объекту): плата за выбросы отработанных тепловозами газов (только при расчете коммерческой эффективности); охрана перевозимых грузов, сооружений и устройств и т.п.

Расчет фонда оплаты труда осуществляется на основе рассчитанной численности работников и среднемесячной заработной платы:

,

где – численность работников;

– среднемесячная заработная плата, состоящая из основной (тарифный заработок) и переменной частей.

Переменная часть заработка включает премии, доплаты, надбавки и вознаграждение за выслугу лет, принимаемые, как правило, в процентах к основной части.

Отчисления на социальные нужды рассчитываются в процентах от фонда оплаты труда:

,

где – коэффициент, учитывающий отчисления на социальные нужды.

Расходы на материалы, запасные части и т.п. могут быть определены исходя из конкретной потребности в материальных ресурсах и их цен или ориентировочно в размере 0,5…1% от капитальных вложений на внедрение устройств.

Затраты топлива (электроэнергии) на тягу поездов определяются в зависимости от нормы расхода топлива (электроэнергии) – в т (в э) на 10000 т-км брутто, цены единицы топлива (электроэнергии) – Цтэ) и т-км брутто – :

; .

Затраты электроэнергии для работы устройств могут быть рассчитаны по формуле

,

где W – суммарная мощность устройств, кВт×ч;

t – количество часов работы устройств за сутки;

– цена 1 кВт×ч электроэнергии.

Амортизационные отчисления рассчитываются по формуле

,

где Куст – капитальные вложения в устройства;

q ам – норма амортизационных отчислений, %.

Прочие расходы включают налог на пользователей автодорог, транспортный налог, налог на нужды образовательных учреждений и др. расходы по охране труда, командировкам, технике безопасности, подготовке кадров и др.

Суммы уплаты налогов и сборов определяются на основе нормативов, установленных законодательством, и рассчитанных величин фонда оплаты труда (доходов, расходов). Остальные расходы в составе прочих могут быть приняты в размере 3…5% от фонда оплаты труда.

При сравнении вариантов для выбора наилучшего из них и при определении сравнительного экономического эффекта можно ограничиться расчетом статей эксплуатационных расходов, изменяющихся по рассматриваемым вариантам.

Расчет расходов непосредственным методом по статьям номенклатуры требует значительных затрат труда и времени, поэтому в отдельных случаях для сокращения трудоемкости расчетов можно использовать метод расходных ставок (норм). Расходные ставки определяются на основе отчетных данных по конкретной дороге или отделению.

На железнодорожном транспорте методом расходных ставок определяют расходы, зависящие от объема перевозок, параметров и показателей использования подвижного состава и других технических средств.

В настоящее время в технико-экономических расчетах используют в основном две системы измерителей – калькуляционную и проектную.

К а л ь к у л я ц и о н н а я с и с т е м а применяется преимущественно при калькулировании себестоимости перевозок в эксплуатационных условиях, а п р о е к т н а я – в проектных расчетах, связанных с новым строительством или реконструктивными мероприятиями.

Калькуляционная и проектная системы измерителей различаются способами увязки издержек на техническое обслуживание и ремонт локомотивов, вагонов и пути с измерителями. Калькуляционная система предусматривает увязку указанных расходов с пробежными и временными, а проектная – с пробежными, временными и энергетическими измерителями (измерители механической работы локомотива и механической работы сил основного сопротивления и тормозных сил).

Замена части измерителей пробега измерителями механической работы в проектных калькуляциях позволяет более полно учесть влияние условий трассы (плана и профиля) на эксплуатационные расходы. Поэтому проектную систему измерителей целесообразно применять при сравнении вариантов с различным профилем пути, резко отличающихся весовыми нормами и скоростями движения поездов, или при выборе рода тяги или типов поездных локомотивов.

При оценке эффективности ИП, сравнении и выборе вариантов технического или организационного мероприятия эксплуатационные расходы методом расходных ставок вычисляют следующим образом:

– устанавливают конструктивные и эксплуатационные особенности каждого варианта технического решения;

– на основе выявленных конструктивных и эксплуатационных характеристик сравниваемых вариантов и годового объема перевозок определяют величины измерителей, от которых зависят расходы железных дорог;

– умножением единичных расходных норм (ставок) на величины рассчитанных измерителей определяют расходы, связанные с каждым измерителем. Сумма произведений составляет зависящую часть эксплуатационных расходов.

Независящую часть расходов образуют в основном текущие затраты по техническому обслуживанию и ремонту постоянных устройств – пути, мостов, станций, локомотивных и вагонных депо и др. устройств, которые до определенного предела прироста объема перевозок остаются стабильными.

В укрупненных расчетах текущие издержки по техническому обслуживанию и ремонту постоянных устройств могут определяться по ставкам на 1 поездо-км и количеству поездо-километров (с учетом одиночного следования локомотивов). При этом количество и пробег пассажирских и сборных поездов могут приводиться с использованием коэффициента съема. Эксплуатационные расходы по техническому обслуживанию, текущему ремонту и амортизации станционных путей определяют по укрупненной ставке на 1 км и протяженности станционных путей.

Для оценки эффективности технических и организационных нововведений на предприятиях хозяйств движения, локомотивного, сигнализации и связи эксплуатационные расходы в ряде случаев определяются по укрупненным расходным ставкам (нормам) на единицу отдельных видов работы, простоя подвижного состава (1 поездо-км, 1 поездо-ч простоя и т.п.) и по затратам измерителей.

Укрупненные нормы рассчитывают умножением единичных расходных норм (ставок) на затраты соответствующих измерителей, характеризующих объем работы при выполнении отдельных видов технологических операций.

Кроме эксплуатационных расходов, при оценке инноваций в зависимости от их характера и вида определяемой эффективности могут учитываться и другие текущие затраты:

– затраты, не включаемые в себестоимость продукции;

– налоги в соответствии с законодательством;

– платежи и сборы, расходы по содержанию организаций непроизводственной сферы;

– расходы по внереализационным операциям (если в составе результатов учитываются доходы от этих операций) и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: