D. Завершение видения Иоанна (19:1 – 22:5)

1. Радость о падении Вавилона (19:1-10) – Как это видно из вводных и заключительных слов (17:1-3 и 19:9-10), этот раздел является заключительным во вставке о падении Вавилона. В нём содержатся песни, как ответ на это падение и четырёхкратное «аллилуйя» (19:1, 3, 4, 6) в ответ на приглашение радоваться в 18:20. 4 песни в 19:1-5 оглядываются назад на время суда над Вавилоном, а песнь в 19:6-8 заглядывает вперёд на время брака Агнца.

a. Множество прославляющих Бога за Его суд над блудницей (19:1-2) – После того, как Иоанн увидел суд над блудницей, он слышит голос многочисленного народа. Возможно, это ангельские голоса, поскольку в 5-м стихе искупленные будут приглашены присоединиться к хвале. Еврейское Hy"-Wll.h; (переведённое, как «аллилуйя») означает «хвалите Бога.» Этот призыв славить в 1-м, 3-м и 6-м стихах, а также ответ на прославление в 4-м стихе. Этот раздел в Откровении 19 напоминает 103 Псалом, поскольку включает в себя слова о суде и прославление Господа. Здесь в песне воспевается приход Божьего спасения (то есть, Его победы), славы и силы. Во 2-м стихе содержится причина такого прославления Бога. Это Его честность и справедливость в суде. Бог явил эти качества осудив великую блудницу, так как она растлила землю своим религиозным любодейством. Бог взыщет с неё за то, что она виновна в пролитии крови святых. Это ответ на призыв святых в 6:10.

b. Множество празднующих суд над Вавилоном (19:3) – Здесь поют те же, что и в 1-2 стихах. Это второе объявление Hy"-Wll.h; особенно усиливает хвалу Господа. В данном случае в качестве причины приводится тот факт, что разрушение Вавилона полное и необратимое, что явно из дыма, восходящего во веки веков. (Обратите внимание, «во веки веков» здесь нужно рассматривать, как столько, сколько просуществует первая земля).

c. 24 старца и 4 живых существа соглашаются и прославляют Бога (19:4) – 24 старца и 4 живых существа были на переднем плане в 4-й и 5-й главах. Также не надолго они появлялись в 11:16 и 14:3. В последний раз они появляются здесь для того, чтобы воспеть завершение суда, соглашаясь с тем, что было уже пропето, падая и поклоняясь пред престолом.

d. Голос, исходящий от престола и приглашающий всех рабов Бога прославить Его (19:5) – Не просто определить, кому принадлежит этот голос. Это не Бог, так как использовано местоимение «наш.» Это не Агнец, так как Он обычно о Боге говорит «мой Бог» (Ин.20:17; сравните Откр.3:2), а не «наш Бог.» Возможно, это одно из 4-х живых существ. Кто бы это ни был, он властным голосом вопиёт к рабам Бога, ко всем, кто боится Его, говоря им славить Бога. Эти рабы, должно быть, находятся на небе, так как призыв в 18:20 был обращён к тем, кто на небе, да и те, кто уже спели, тоже на небе.

e. Множество, празднующее наступление брака Агнца (19:6-8) – В этой песне воспевается начало царствования Господа Бога Вседержителя. (Аорист одновременно ингрессивный и предваряющий. Он оглядывается назад из будущего момента, когда кульминационная битва в 19:19-21 завершена, и видит, как Бог принимает правление над землёй). В данном случае поют тоже возможно ангелы, что видно из слов, описывающих их голоса. С суда над блудницей внимание в песне переносится вперёд, на брак Агнца, который является заключением союза между Христом и Его народом. Блудница осуждена, брачная вечеря готова, брак вскоре наступит. Это начальная стадия грядущего брака, полное откровение о невесте (Откр.21:1и далее) может быть только после того, как Мессия разобьёт своих врагов, будет правителем в течение 1000 лет, Сатана организует последнее восстание и будет уничтожен, и произойдёт суд великого белого престола.

Здесь нужно ответить на несколько вопросов. Во-первых, время и место брачного пира, упомянутого в 19:9. Одно мнение гласит, что этот пир происходит на небе и продолжается всю вечность, другое мнение гласит, что он происходит на земле и совпадает с тысячелетним царством. Вопрос решится, если провести различие между самим браком (19:7) и вечерей, на которой он празднуется (19:9). Должно быть брак начался на небе с восхищения святых церкви, поскольку когда они возвращаются со Христом, они уже в брачном одеянии (19:8, 14). Но великий брачный пир, на котором празднуется этот союз происходит на земле. Первоначально эта вечеря празднуется в тысячелетнем царстве Христа на земле, а затем она продолжается на новом небе и на новой земле.

Второй вопрос касается личности невесты. Это искупленные только из Израильского народа, только из церкви, или же искупленные всех времён из Израиля и из церкви? В ВЗ Бог – жених Израиля (Ис.54:6; 62:5; Иер.31:32; Иез.16:7-14; Ос.2: 16, 19). В НЗ Христос – жених церкви (2 Кор.11:2; Еф.5:25 и далее). Важно отметить, что во всех ветхозаветных отрывках, где Израиль назван женой Господа, она была или сейчас неверная жена, но когда речь идёт об отступничестве церкви, никогда не употребляется образ жены. В НЗ церковь – это дева, ждущая прихода жениха, именно этот образ мы и видим здесь. Дальнейшее подтверждение того, что невеста – это церковь можно увидеть в обетовании Лаодикийской церкви участвовать в брачной вечере Агнца (Откр.3:20). Обратите внимание также на то, что одеяние войска Христа при Его возвращении подобно одеянию невесты (сравните 19:14 с 19:8). В этот момент времени в Откровении 19 только у церкви будут воскресшие тела, а также возможность надеть одеяние, соответствующее триумфальному возвращению со Христом. Таким образом в данном случае невеста – это, должно быть, церковь.

Тем не менее ясно, что Израиль появится позже вместе с церковью в Новом Иерусалиме, и это будет описано, как появление невесты Агнца (Откр.21:9). Город состоит из двух различных групп, что видно из имён апостолов на двенадцати основаниях и названий двенадцати колен на двенадцати вратах (21:12,14). Томас хорошо написал об этом:

Итак, невеста Христа – это растущее тело из людей, где церковь будет невестой Христа во время брачного пира, проходящего во время Тысячелетнего царства, а со введением нового порядка (21:1 и далее), невеста прирастает искупленными из Израиля и всех времён, включая и тысячелетнее царство. (Томас, Откр.8-22, 368).

В противоположность крикливому платью блудницы, невеста одета в «виссон чистый и светлый.». Такая одежда символизирует чистоту Божьего народа. Одеяние также описано, как «праведные дела святых.» В первой части 19:8, сказано, что evdo,qh auvth/| («ей было дано») одеться таким образом. Это показывает равновесие между данной Богом благодатью и человеческой покорностью в ответ. Невеста получает одеяние от Бога, но она со своей стороны верна Ему.

Завершение вставки о Вавилоне и ответ Иоанна (19:9-10) – Тот же, ангел, который начал рассказ о Вавилоне теперь завершает его в 19:9, называя блаженными тех, кто приглашён на брачную вечерю Агнца. Возникает вопрос о личности гостей. С одной точки зрения и невеста и гости – это святые. Другое объяснение приравнивает невесту к верным в церкви, а приглашённых гостей со святыми других времён. В свете ранее принятого решения ограничить невесту в данный момент святыми церкви, вторая точка зрения предпочтительна. В культуре тех дней, когда жил Иоанн, брачный пир начинался вечером в день свадьбы и продолжался много дней. Здесь в Откровении брачный пир начинается в царстве на земле. Невеста – это церковь, а другие приглашённые – это все те, кто посвящён Иисусу.

Объявление о том, что «сие суть истинные слова» возвращают нас назад к 17:1 и включает в себя все откровения и пророчества, сказанные с тех пор. В ответ на всё это Иоанн падает в ноги ангелу и кланяется ему. Иоанн либо по ошибке принял ангела за Бога, и поддался искушению поклониться ангелу вместо Бога, или же просто был переполнен ещё не известной доселе радостью. Вне зависимости от этого, он получил строгий укор, напоминание о том, что ангел – это лишь слуга Божий, и указание поклониться Богу. Далее ангел объясняет, что и ангелы, и люди, произносящие божественное откровение (то есть, пророки), делают это на основании божественного свидетельства Иисуса. Следовательно, только Богу, как источнику этого свидетельства, должно принимать поклонение тех, кого это откровение впечатлило.

Слова Kai. ei=don («и я видел»), с которых начинается 11 стих, используются для того, чтобы отметить 8 различных сцен, составляющих наполненную событиями часть седьмой чаши. Вот эти сцены:

1. Возвращение Христа, как царя-воина (19:11-16)

2. Приглашение хищных птиц (19:17-18)

3. Победа над зверем (19:19-21)

4. Сатана связан (20:1-3)

5. Тысячелетнее царство и победа над Сатаной (20:4-10)

6. Установление Великого Белого престола (20:11)

7. Суд над теми, чьи имена не найдены в Книге Жизни (20:12-15)

8. Новое небо и новая земля (21:1-8)

2. Приход царя царей (19:11-16) – Это первая сцена. Ветхозаветные пророчества предвидели приход Мессии в качестве воина в последние дни для того, чтобы уничтожить врагов и установить царство на земле (наприм., Ис.13:4; 31:4; 42:13; Иез.38-39; Иоиль 3; Зах.14:3). Впервые Христос пришёл на осле (Мф.21:4-7), но теперь он возвращается на белом коне, символе триумфа. Он приходит одновременно как судья и воин, с совершенной праведностью выполняя обе эти обязанности. Его глаза, «как пламень огненный» подчёркивают то, что от Его внимания ничто не ускользнёт. Многочисленные венцы на Его голове соответствуют случаю, поскольку Но – Царь царей и оьладает правом править миром. Имя, которое никому неизвестно, останется неизвестным до тех пор, пока Он не придёт. Его одежда обагрена кровью, но это не Его кровь, а кровь врагов, которую Он пролил, и она забрызгала Его одежду (сравните: Ис.63:1-6 и Откр.14:9-11, 17-20). Это воплощённое слово Бога, приносящее возмездие на противящихся на земле.

Воин не приходит один. С Ним вместе войско, одетое в белое, но у них нет ни мечей, ни копьев. Они приходят для поддержания Мессии, но Он не нуждается в них для того, чтобы выиграть в битве. Хотя, вне сомнений, анегелы будут присутствовать при возвращении Мессии, судя по одеянию, а также по словам в Откр.17:14 где сказано, что верные будут со Христом, лучше ограничить всадников на конях искупленными из церкви.

Оружие Мессии включает в себя меч и жезл. Слова Христа («из уст Его исхлдил острый меч») имеет власть убивать Его врагов. Пасти жезлом железным в данном контексте означает уничтожать (см. Пс. 2:9; Откр.2:27, 12:5). Аналогия с точилом для вина имеет ветхозаветные корни в Ис.63:1-3, она уже была проведена и ранее в Откр.14:8, 10, 19-20; 16:19; 19:13.

Стих 16 должен быть переведён как «И на Нём одежды, а на бедре Его имя написанное: Царь царей и Господь господствующих.» Когда Он сидит на белом коне, часть Его плаща, покрывающая бедро, наиболее видна, и имя, написанное на ней, будет видно всем. Только Христос имеет право на титул «Царь царей и Господь господствующих.»

3. Великая вечеря Господня (19:17-21)Вторая сцена, сцена с седьмой чашей, (Откр.19:17-18) – это приглашение хищныых птиц. Важное положение ангела делает его видным для всех птиц. Приглашение птиц предвосхищает результат грядущей битвы: невероятное массовое убийство множества людей, трупы которых станут пиршеством для птиц. (Иисус предсказывал то же самое в Мф.24:28). Среди жертв все слои человечества. Тот факт, что их тела останутся не похороненными напоминает подобное отношение к 2-м свидетелям в Откр.11.

Третья сцена – это описание вражеских сил в битве и их судьба. Это битва между теми, кто собрался у ~Armagedw,n, что уже предвосхищалось в Откр.16:16. Мессия встречает и побеждает зверя, лжепророка, и царей земных, которые были их союзниками во время правления зверя. Зверь и лжепророк живыми брошены в озеро огненное, место наказания после суда. Цари земные вместе со своими войсками убиты мечом, исходящим из уст Христа (словами), и их плоть съедена птицами.

4. Сатана связан (20:1-3) – В четвёртой сцене Иоанн видит ангела, сходящего с неба, с цепью и ключом от бездны. Ангел берёт драокна (Сатану) и связывает его на тысячу лет. Этот язык подчёркивает полную несостоятельность Сатаны в этот период времени: он связан цепью, брошен в бездну (то же место, из которого вышла демоническая саранча в Откр.9), а затем бездна закрыта и запечатана. Цель связывания в i[na mh. planh,sh| e;ti ta. e;qnh a;cri telesqh/| ta. ci,lia e;thÅ («дабы он не прельщал народы, доколе не окончится тысяча лет»). Бессилие Сатаны станет невероятным преимуществом для народов мира во время праведного правления Мессии, усиливая их поклонение истинному Богу. Тем не менее, в конце тысячелетнего периода, Сатана будет освобождён на короткое время и обманет народы в последний раз (Откр.20:7-9).

5. Тысячелетнее царство (20:4-10) – Пятая сцена состоит из тысячелетнего правления Христа на земле и заключительной участи Сатаны (Подробности об этом царствве можно найти в таких ветхозаветных отрывках, как Ис. 2 и 11). В этой сцене Иоанн увидел престолы, kai. evka,qisan evpV auvtou.j kai. kri,ma evdo,qh auvtoi/j («и они сидели на них, и им было дано судить»). Кто сидит на этих престолах? Ближайший антецедент во множественном числе, который подходит по контексту, это войска Бога, упоминающиеся в 19:19 и 19:14. Это ранее воскресшие святые, которые возвращаются со Христом на землю и правят вместе с Ним; вспомните, что эта привелегия была обещана побеждающему ещё в 2:26-27 и вновь повторена для тех, кого Христос искупил в 5:9-10.

Но это не единственная группа, правящая со Христом в тысячелетнем царстве. Вторая группа описывается так: «обезглавленные за свидетельство Иисуса и за слово Божие, даже (превосходящее kai) те, которые не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело своё и на руку свою.» Это святые, умершие во время правления Лжехриста (то есть, зверя) из-за верности истинному Христу. Они также воскресли и правят со Христом в течение 1000 лет. Они отличаются от другой группы, которая воскреснет в конце этой тысячи лет, их воскресение описывается, как воскресение первое. (В первое воскресение включены также и сам Христос, как первенец, а также те, кто уже воскрес во Христе; см. 1 Фес.4:14-17; 1 Кор.15:20-26). Блаженство обещано тому, кто имеет участие в первом воскресении, поскольку вторая смерть (озеро огненное в 20:14) не имеет власти над ними. Вместо этого, они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним на земле тысячу лет.

В конце этой тысячи лет Сатана будет освобождён на короткое время, как это предсказывалось ранее (20:3). Он был связан для того, чтобы он не мог обманывать народы; как только он освобождается, он вновь принимается за это. Не смотря на тысячу лет праведного правления Мессии, Сатана сможет собрать многочисленное войско со всего земного (это названо «Гог и Магог») на последнюю войну со Христом. Это войско окружает лагерь святых в «святом городе», то есть, Иерусалиме (см.: Пс.77:68, 86:3). Тем не менее, длительной битвы нет. С неба сходит огонь и пожирает всех врагов Бога.

За этим следует последнее противостояние, и здесь Сатана находит свою смерть. Он брошен в огненное озеро, где его товарищи, зверь и лжепророк, уже провели тысячу лет. Мучение всех троих будет продолжаться вечно.

6. Суд белого престола (20:11-15) – Шестая сцена - это установление Великого Белого Престола. Сидящий на нём – это вне сомнений Отец, как и всегда в книге, но в Откровении 22:12 говорится о Сыне, принимающем участие в суде (см. также Ин.8:16).

И Отец и Сын могут на нём сидеть, поскольку Отец и Сын – одно (Ин.10:30).

Седьмая сцена также происходит в связи с Великим Белым Престолом. Иоанн видит умерших, стоящих пред престолом. Было раскрыто несколько книг, и открыта иная книга, Книга Жизни. В первых книгах содержатся дела людей, которые используются, как основание для суда. Здесь речь очевидно идёт о степени наказания, а не о спасении kai. e;dwken h` qa,lassa tou.j nekrou.j tou.j evn auvth/| kai. o` qa,natoj kai. o` a[|dhj e;dwkan tou.j nekrou.j tou.j evn auvtoi/j («и море отдало мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них») это подчёркивает, что все, кто ещё не воскрес и не был судим, теперь воскреснут и предстанут пред судом. Прежде всего это будут неправедные умершие, но в это число также могут быть включены те, верующие, которые умерли во время тысячелетнего царства. Все, чьи имена не найдены записанными в Книге Жизни, будут брошены в озеро огненное, что и есть вторая смерть. Смерть и ад также будут повержены в озеро огненное, в завершение победы Христа над ними.

7. Новое небо и новая земля (21:1-8)Восьмая сцена – это новое небо и новая земля. Не смотря на то, что в ней описывается будущее блаженство святых, она входит в состав седьмой последней казни. (Это подтверждается 8-м стихом, который описывает то, что на всех, находящихся в озере огненном, обещанное блаженство нового творения не распространяется). Стихи 1-8 являются завершающими в откровениях свитка, а стихи в 21:9-22:5 развивают информацию, данную в 21:1-8.

a. Ст. 1 – Корни нового неба и новой земли можно найти в Ветхом Завете (Ис.65:17; 66:22; Пс.101:26-27). Появление греха и смерти испортило первоначальное творение и привело к Божьему проклятию (Быт.3). Этот стих описывает не просто обновление прежнего творения, совершенно новое творение (сравните: Пс.101:26-27; Ис.34:4; 51:6; Мф.24:35; 2 Пет.3:7, 10-13). Это не требует не выполнения Божьей цели в первом творении, это – скорее процесс, который Он замышлял с самого начала, позволив злу бесчинствовать в первом творении до его очищения. Заметьте, что на новой земле нет моря, того элемента, который не только служил барьером между народами, но и представляет собой беспорядок, насилие и беспокойство (Ис.57:20; Пс.106:25-28; Иез.28:8).

b. Ст. 2 – Постоянное качество Нового Иерусалима – это святость, которая связывает его с прежним Иерусалимом, который в Библии также называется «святым» (Ис.52:1; Мф.4:5; 27:53). Подобно прежнему творению, старый город пострадал от пятен греха и непокорности, но всегда оставалась надежда на обновлённый Иерусалим. Побеждающий в церкви в Филадельфии имел обетование носить имя «нового Иерусалима» в доказательство его права жить в этом городе(3:12).

Образ города-невесты отражает два качества Нового Иерусалима: личные отношения Бога со своим народом (то есть, невестой) и жизнь народа в единении с Ним (то есть, город с его социальными связями). Название реального города отражает общину, которую составляют его жители.

c. Ст. 3 – В новом творении место обитания Бога вновь будет среди людей, как это было до грехопадения. На самом деле, непосредственное присутствие Бога среди людей – это главная тема данного раздела. Только в 3-м стихе содержится пятикратное повторение, и та же тема вновь возникает в 21:7 (отношения Бога и Его народа) и снова в 22:3-4 (прямой доступ к Богу для Его рабов). «Народ» (Греч. laoi.) на самом деле во мн.числе, «народы». В Ветхом Завете этот термин в единственном числе использовался по отношению к Израилю, как народу Бога, но здесь его значение расширено, и он представляет многие народы искупленных.

d. Ст. 4 – Этот стих описывает будущие условия с отрицательной точки зрения. В каком-то смысле человеку легче понимать именно так, потому что он привык к миру, испорченному грехом, а не к идеальному окружению, каковым и будет новое творение. Вот то, чего не будет в новом творении: смерть, скорбь, плач и боль, всё то, что вошло в мир, когда первый человек согрешил. Вместо этого будет мир и блаженство.

e. Ст. 5 – Это первое обращение Бога Отца с 1:8, первое явно исходящее от Него. Прежде всего Он объявляет, что творит всё новое, говоря о своей деятельности в новом творении. Затем Он напоминает Иоанну писать. Иоанн уже в третий раз получает указание записать определённые слова (два другие случая произошли в 14:13 и 19:9; сравните: 1:11, 19; 2:1, 8, 12, 18; 3:1, 7, 14). Возможно, радуясь о том, что он увидел, Иоанн забывал записывать что-то из того, что видел, согласно полученному им первоначально указанию(1:11, 19).

f. Ст. 6 – Этот стих дословно должен звучать так: «Они сделаны», где они, возможно, относится ко «всё» в 5-м стихе. Перфектное время глагола указывает на то, что только что произнесённые слова исполнены, всё сделано. То, что Бог называет Себя Альфа и Омега, первая и последняя буквы греческого алфавита, подчёркивает Его суверенное правление над всем, а также его вечную природу. Оба эти качества являются гарантией достоверности, верности и истинности произнесённых слов. Образ жажды, отображающий сильное чувство духовного, вновь почерпнут их ВЗ (Ис.55:1; Пс.41:2-3; 62:2; Ис.12:3; 44:3). Использование личного местоимения evgw. Подчёркивает то, что сам Бог и никто другой не может ответить на эту нужду. Три другие отрывка содержат в себе суть этого обетования (7:17; 22:1, 17).

g. Ст. 7 – Это восьмое обещание побеждающему завешает, и на самом деле включает в себя предыдущие семь. Наследие состоит из «всего», что упоминалось ранее, а новое творение и слава Нового Иерусалима будут вскоре явлены. Также завершатся отношения между Богом и Его народом. Первое обетование сыновства было дано Давиду и его семени, как Божьему Мессии. Здесь оно переходит с Христа на Его невесту. Однако, при этой передаче первая часть высказывания меняется от «Отца» на «Бога», что оставляет особое место для Иисуса, как для «единородного Сына Бога» (сравните: Ин.1:17-18).

h. Ст. 8 – de. В этом стихе представляет противоположный список тех, кто не является побеждающими. Этих грехов восемь, но они все управляются одним артиклем, а следовательно, - это одна группа. Они описаны как:

(1) deiloi/j – «трусы» или «боязливые», что относится к тем, кто отрёкся от веры во Христа, столкнувшись с гонениями и противодействием.

(2) avpi,stoij – в контексте его лучше рассматривать, как «неверные» или «недостойные доверия» в противоположность Христу, «верному.» Это относится к тем, кто называясь христианином, делами или словами отвергся своей веры во Христа.

(3) evbdelugme,noij – «скверные», что относится к тем, кто был осквернён, в частности через поклонение зверю. Это не человек, совершивший один гнусный поступок, а тот, кто позволил самой своей природе оскверниться мерзостью, в которой он жил всю жизнь.

(4) foneu/sin – Те, кто выбрали зверя, а не Агнца, будут участвовать в убийстве святых, а следовательно, станут «убийцами.»

(5) po,rnoij – «любодеи.» Любодеяние часто сопровождается идолопоклонством, и вне сомнений будет характерно для царства зверя.

(6) farma,koij – «чародеи.» Это существительное часто встречается в ВЗ на греческом языке, всякий раз в связи с религией, поклонявшейся всему, кроме истинного Бога. Чародейство и магия также сыграют свою роль в будущем заблуждении, спровоцированном зверем.

(7) eivdwlola,traij – «идолослужители.» Это будет скорее правило, нежели исключение во время правления зверя, этих людей в Новом Иерусалиме не будет.

(8) yeude,sin – «лжецы.» В первую очередь, это те, кто лгал, отрекаясь от Христа, но сюда также включена и любая другая ложь. Позор этого греха подчёркивается повторением исключения лжецов в 21:27 и 22:15.

На всех их благословения вечного города не будут распространяться, вместо этого они будут страдать в озере огненном, где находятся Сатана, зверь и лжепророк.

8.Святой город (21:9-22:5) – Один из ангелов, у которого была седьмая последняя казнь, теперь показывает Иоанну другое видение. Ангел возносит Иоанна в духе на высокую гору, с которой был виден Новый Иерусалим, сходящий с неба. Это тот самый город, который Иоанн видел, как часть нового творения в Откр.21:2, а теперь он узнает больше подробностей об этом городе. Здесь наблюдается большое сходство в языке, использованном в 21:9 и в 17:1, где Иоанну был показан суд над Вавилоном. Параллель указывает на то, что никто не может принадлежать к обоим городам, человек должен сделать выбор.

Описание города состоит из трёх частей: (1) физические черты города (21:11-21), (2) освящение города и его влияние на народы (21:22-27), (3) внутренняя жизнь города и её влияние на жителей (22:1-5).

Физические черты города (21:11-21) – Прежде всего Иоанн описывает сияющий свет города. Город сияет из-за присутствия Самого Бога и Его сияющей славы. Иоанн сравнивает эту славу с драгоценным камнем, и эта тема будет продолжена в следующих стихах при описании внешнего вида города. Хотя город является частью нового творения, а следовательно не может быть полностью понят теми, кто находится в рамках нынешнего творения, его не следует рассматривать только символически. Это настоящий материальный город с физическими качествами, которые также обладают духовным значением.

Иоанн продолжает описание городскими стенами и воротами. Цель стен не в защите города, поскольку нет никого, кто напал бы на него; стены скорее служат постоянным напоминанием вечной безопасности города. 12 ворот города – это скорее «ворота-башни» (pulw/naj; сравните: Лк.16:20), частью которых являются малые ворота (pulh,). На вершине ворот стоит ангел, ещё одно напоминание о безопасности города. Как это упоминается в Иез.48:31-34, на каждых воротах написано одно из двенадцати колен Израиля. (Отметьте, расстановка колен не указана, и это отличается от Иез.48 и Наум 2). Это будет вечный памятник отличительной роли Израильского народа в из истории.

Далее описываются 12 оснований городских стен. Каждое сделано из особого драгоценного камня. Возможно это объясняется тем, что часть основания между воротами была сделана из особого камня. Описание основания напоминает город с основанием, который искал Авраам, город, архитектором и строителем которого является Бог (Евр.11:10). Имена апостолов написаны на основании, что напоминает об ещё одной истине из НЗ: апостолы – основание церкви (Еф.2:20).

У ангела, сопровождавшего Иоанна, была золотая измерительная трость, которой он измерил размеры города. (Сравните измерение храма в тысячелетнем царстве в Иез.40:2, 48; 42:16-20). Город имеет форму куба, подобно форме Святой святых в храме Соломона (3 Цар.6:19-20). Каждая сторона 12 тысяч стадий в длину. (Одна стадия равна приблизительно 185 метрам, таким образом каждая сторона равняется приблизительно 2220 километрам). Ещё один размер стены – это 144 локтя (приблизительно 67 метров). Такова, наверняка, толщина стен. Хотя все эти измерения делает ангел, они даны в человеческих единицах измерения. Стены сделаны из ясписа, который уже использовался для описания славы Бога (сравните: Откр.4:3 и 18:11). Город сияет, как чистое прозрачное золото, так же, как и его улица (ст. 21).

Внимание вновь направлено на камни основания города. Хотя и существует некоторая неуверенность в значении некоторых из камней, а также и их цветов, 8 из 12 соответствуют камням на ефоде первосвященника, согласно LXX (см.: Исх.28:17-20; 39:10 и далее; 4 четыре другие не упоминаются совсем в LXX). Возможно здесь подразумевается то, что близкое общение, доступное только первосвященникам Ветхого Завета, теперь возможно для всего Божьего народа.

Последнее описание внешнего вида города касается ворот и улицы. Башня каждых ворот высечена из одной жемчужины. (в дни Иоанна среди драгоценных камней жемчуг ценился превыше всего, благодаря красоте, зависящей исключительно от природы). Улица города сделана из чистого, прозрачного золота.

Освещение города и его влияние на народы (21:22-27) – В отличие от прежнего Иерусалима, в этом городе нет храма. В нём нет нужды в храме, поскольку Сам Бог (как Отец и Сын) теперь обитает среди Своего народа. Свет от славы Бога лишает необходимости в солнце и луне прежнего творения. Весь мир будет освещён славой Бога, исходящей от города, все народы будут ходить в его свете. Эти народы также принесут свою славу (то есть, богатства) в город. Вот что пишет об этом Томас:

Приход народов (Ис.2:2; 60:5; Дан.7:14; Мих.4:2; Зах.2:11; 8:23) и царей (Пс. 71:11) в Иерусалим для того, чтобы принять участие в божественном благословении, часто привлекает внимание в ВЗ. Ис.60:3 говорит об обеих группах. Тем не менее, ранее в Откровении «народы» были язычниками, восставшими народами, которые попрали Святой город (11:2, 18) и опьянели от вина Вавилона (18:3, 23). Они были на время уничтожены во время второго пришествия Христа (19:15, 17-21), а их вечное наказание ждёт их у Великого Белого Престола (20:12-13). Цари земные ранее в книге имели те же черты и такую же судьбу (6:15; 17:2, 18; 18:3, 9; 19:19) (Томас, Откр. 8-22).

Таким образом, что это за народы, приносящие свою славу в Новый Иерусалим? Лучшее объяснение, похоже, в том, что это – спасённые люди из живших в конце тысячелетнего царства и не присоединившихся к последнему восстанию Сатаны. Хотя они и не умирают, они должны претерпеть некоторые изменения, что подготовит их к жизни в вечности. Следовательно, они будут подобны Адаму и Еве до грехопадения.

Подобно тому, как цари земные пришли к Вавилону в прежнем творении, цари этих обновлённых народов принесут свою славу в Новый Иерусалим. Благодаря идеальным условиям новой земли, их сокровища, безусловно, будут велики. Они принесут дань в Иерусалим, который будет служить столицей нового мира.

В новом творении не будет ночи, а врата города будут всегда открыты. Хотя ворота и будут всегда открыты, есть вещи, которые никогда в город не попадут. Ничто нечистое, никто преданный мерзости и лжи не войдёт в город; они уже ввержены в озеро огненное. Войти могут только те, чьи имена записаны в книге жизни.

Внутренняя жизнь города: его жители (22:1-5) – Заключительная часть вставки о Святом Городе описывает условия внутри города. Эти пять стихов демонстрируют, что кульминация Божьего плана искупления вернёт мир в состояние рая, близкое к Эдемскому саду до грехопадения человека.

Одна из черт, связывающих Новый Иерусалим с Эдемским садом – это «река воды жизни.» Подобная река текла из Эдемского сада и разделялась на четыре части, одной из которых была река Евфрат (Быт.2:10, 14). Такая дающая жизнь река также будет присутствовать в тысячелетнем царстве (Иез.47:9; Зах.14:8). В Новом Иерусалиме это вода будет обеспечивать жителям города вечную радость жизни. Река будет течь от престола Бога, на котором будут сидеть Отец и Сын.

2-й стих показывает реку, текущую посередине широкой улицы города. По обеим сторонам реки, в промежутке между рекой и улицей, стоит Древо Жизни. Это также служит напоминанием об Эдемском саде (Быт.2:9). В описании тысячелетнего царства Иезекииль упоминает все виды деревьев по обеим сторонам реки, приносящие плоды и листья для исцеления из месяца в месяц (Иез.47:12). Но здесь, в новом творении, это отличается. Деревья жизни будут приносить 12 видов плодов месяц за месяцем. Плоды этих деревьев будут обеспечивать бессмертие, подобно тому, что должно было делать Древо Жизни для Адама и Евы (Быт.3:22). Листья деревьев будут предназначены для исцеления народов. Эта необходимость не означает, что болезни будут существовать в вечности, а скорее листья будут поддерживать здоровье тех, кто перешёл из тысячелетнего царства в новое творение без воскресшего тела.

Ещё одна черта, напоминающая о Божьем рае до грехопадения, - это отсутствие проклятого. Ничто не будет мешать личному общению между Богом и Его народом. Престол Бога будет на земле среди Его народа, и они будут вечно Ему служить. Фактически, Божий народ увидит Его лицо (вспомните обетование Иисуса в Мф.5:8). Его имя будет написано у них на челе, и они будут отражать Его славу.

Вновь отмечается, что ночи не будет. Не нужно солнце или какой-либо другой источник света, потому что слава Бога будет сиять над Его рабами. Эти рабы «будут царствовать во веки веков», их правление совпадёт с вечным правлением Бога. Хотя в тексте явно и не говорится, над кем они будут царствовать, это, должно быть, «народы,» упоминавшиеся ранее (22:2). Возможно, что они продолжат населять новую землю, подобно тому, как это делали Адам и Ева на прежней земле.

E. Epilogue (22:6-21)

1. Testimony of the angel (22:6-7)

2. Testimony of John (22:8-11)

3. Testimony of Jesus and John’s response (22:12-20)

4. Benediction (22:21)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: