В самом начале этой главы мы заявили, что представление о Божественности Христа имеет жизненно важное значение для христианской веры. Спор между ортодоксальными христианами (которые утверждают, что Иисус homoousios — единосущен Отцу) и полуарианами (которые утверждают, что Иисус homoiousios — подобен Отцу по Своей природе) часто становился объектом насмешек, как спор всего лишь о дифтонге1033. Однако
Фуллер не согласен с мнением Кульмана, что христология Нового Завета была чисто функциональной. Он пишет, что благовестие язычникам предполагало проповедь, включавшую заявления, относящиеся к бытию, а эти заявления, в свою очередь, поднимали онтологические вопросы (Foundations, pp. 247-257).
'"^Henry J. Cadbury, «The Peril of Archaizing Ourselves» // Interpretation 3 (1949): 332. '"^Edward Gibbon, History of Christianity (New York: Peter Eckler, 1891), p. 371.
даже очень незначительное изменение в написании может сильно изменить
смысл1034.
Из учения о Божественности Христа можно сделать несколько важных
выводов.
1 Мы можем получить истинное познание о Боге. Иисус сказал: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Если пророки приходили с посланием или вестью от Бога, то Иисус Сам был Богом. Чтобы узнать любовь Божью, святость Божью, силу Божью, нам надо лишь посмотреть на Христа.
|
|
2 Нам доступны искупление и спасение. Смерти Христа достаточно для искупления грехов всех когда-либо живших грешников, ибо на кресте умер не ограниченный в своих возможностях человек, но бесконечный Бог. Умер Тот, Который есть Жизнь, Податель и Хранитель жизни и Которому не обязательно было умирать.
3. Бог и человек воссоединились. От Бога к человеку пришел не ангел и не человек: Сам Бог перешел пропасть, созданную грехом.
4. Поклонение Христу вполне уместно. Он не просто высшее из всех созданий, Он — Бог в том же самом смысле и в той же самой степени, что и Отец. Он так же достоин нашей хвалы, поклонения и послушания, как и
Отец.
Когда-нибудь все поймут и осознают. Кто такой Иисус. Люди, верующие в Божественность Христа, уже понимают. Кто Он есть, и действуют в соответствии с этим.
Спаситель чудесный!
Народов Господь!
Сын Божий и Сын Человеческий!
Тебе поклоненье, и честь, и хвала —
Сейчас и во веки веков!
14 Однажды я выпустил церковный бюллетень с поздравлением по случаю свадьбы двух членов нашей общины. Однако вместо слов «соединенных (united) узами брака» я написал: «разъединенных (ипчеш узами брака». Порядок букв был исправлен, а экземпляры с опечаткой успели уничтожить еще до распространения.
Человеческая природа Христа
Значение вопроса о человеческой природе Христа
Библейские свидетельства
Ранние ереси, касающиеся человеческой природы Иисуса
|
|
Докетизм
Аполлинаризм Примеры недооценки человеческой природы Иисуса в наше время
Карл Борт
Рудольф Бультман Безгрешность Иисуса Практические последствия учения о человеческой природе Иисуса
В |
> определенном смысле тема человеческой природы Иисуса Христа не привлекает такого внимания и не вызывает таких споров, как вопрос о Его Божественности. На первый взгляд, человечность Иисуса кажется чем-то самоочевидным, ибо, какой бы ни была Его сущность, человеком Он уж был наверняка. В нашем веке человеческой природе Иисуса не уделяется такого серьезного и пристального внимания, как Его божественной природе, ставшей одной из главных тем в споре между фундаменталистами и модернистами. Ибо вопросы, не вызывающие разногласий, обычно не обсуждаются, во всяком случае столь интенсивно, как основные спорные предметы. Тем не менее, в определенные исторические периоды тема человеческой природы Иисуса играла в богословских спорах не менее важную роль, чем Его божественная природа; в особенности это относится к раннему периоду существования церкви. А в практическом плане с этой темой была связана в определенном смысле даже большая опасность для ортодоксального богословия.