Евиониты

Одна из групп, известная как евиониты, разрешала проблему, отрицая реальную, онтологическую Божественность Иисуса. Название евиониты, которое происходит от еврейского слова, означающего «бедные», первона­чально относилось ко всем христианам. Позже оно стало использоваться в более узком смысле, применительно лишь к еврейским христианам, а затем — в отношении одной особой группы или еретической секты еврейс­ких христиан.

Истоки учения евионитов восходят к движению иудействующих, сущес­твовавшему в апостольский или новозаветный период. Послание Павла к галатам было написано с целью противодействия одной из таких групп. Обращаясь к галатийским христианам, иудействующие попытались подо­рвать апостольский авторитет Павла. Они учили, что, помимо принятия через веру благодати Божьей в Иисусе, необходимо также соблюдать все предписания иудейского закона, в частности, обрезание. Евиониты пред­ставляли собой продолжение движения иудействующих или ответвление от него. Будучи строгими монотеистами, они много внимания уделяли вопросу о Божественности Христа, подчеркивая ее сомнительность. Они отвергали непорочное зачатие, утверждая, что Иисус самым обычным об­разом родился у Иосифа и Марии1015.

По взглядам евионитов, Иисус был простым человеком, обладавшим необычайными, но не сверхчеловеческими и не сверхъестественными дара­ми праведности и мудрости. Он был предназначен на роль Мессии, но Мессии в некотором естественном или человеческом смысле. Крещение было очень важным событием в жизни Иисуса, ибо именно тогда на Него в виде голубя сошел Христос. Это понималось скорее как присутствие в человеке Иисусе Божьей силы и Божьего влияния, нежели как личная метафизическая реальность. В этом отношении евиониты предвосхитили динамическое монархианство с его учением о том, что Бог присутствовал в Иисусе через Свое влияние. К концу жизни Иисуса Христос покинул Его. Таким образом, Иисус в основном был человеком, хотя и человеком, в котором, по крайней мере в течение какого-то времени, в необычайной степени присутствовала и активно действовала сила Божья. Свою позицию евиониты утверждали, в частности, отрицая или отвергая авторитет посла­ний Павла1016.

Взгляды евионитов на Иисуса имеют то достоинство, что ими разреша­ется определенное противоречие между верой в Божественность Иисуса и монотеистическим представлением о Боге. Однако такое ослабление проти-

""Юстин Мученик, Разговор с Трифоном-иудеем 47.

Ориген, Против Цельса 1.65. Обсуждение различного типа взглядов, распространенных среди евио­нитов, см. в работе: J.F.Bethune-Baker, An Introduction to the Early History of Christian Doctrine (London: Methuen, 1903), pp. 63-68.


воречия достигается дорогой ценой. Евионитам пришлось игнорировать или отрицать огромную массу библейского материала: все места в Писании, свидетельствующие о предсуществовании, непорочном зачатии и качест­венно уникальном статусе Иисуса и Его роли. С точки зрения церкви, такая уступка слишком велика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: