Новое время дало еще одну своеобразную попытку разрешения проблемы соотношения двух природ. Была выдвинута идея — особенно настойчиво она предлагалась в XIX веке, — что ключ к пониманию воплощения находится в выражении «[Иисус] уничижил1079 Себя» (Флп. 2:7). В соответствии с этой точкой зрения Иисус, «уничижив Себя», отказался от образа Божьего (р.орфт) бео'6, Флп. 2:6). Второе Лицо Троицы отложило в сторону Свои особые божественные свойства (всемогущество, вездесущность и т.д.) и вместо них приняло человеческие качества. По существу, воплощение состояло в замене части божественной природы человеческими чертами1080. Такие моральные качества, как любовь и милосердие, сохранились. Может показаться, что действие это относится только к Сыну, но в нем принимал участие и Отец. Посылая Своего Сына, Отец был подобен обычному отцу, посылающему сына на миссионерское служение. Какая-то часть Отца также сошла в мир1081.
Здесь мы видим некоторый христологический аналог того решения, которое предлагало модалистское монархианство проблеме Троицы. Иисус — человек и Бог, но не одновременно, а последовательно. В том, что касается определенных свойств, Он — Бог, затем — человек, затем — снова Бог. Халкидонская формулировка объясняется таким образом, что
|
|
1077 Karl Barth, Church Dogmatics (Edinburgh: T.and T.Clark, 1936), vol. 1, part 1, pp. 149-150.
"""Donald Baillie, God Was In Christ (New York: Scribner, 1948), pp. 92-93.
i^rpen. eicevoioev, отсюда и богословский термин кенотизм. — Прим. персе.
"""Hugh Ross Mackintosh, The Doctrine of the Person of Jesus Christ (New York: Scribner, 1914), pp. 463-490.
1081 Charles Gore, The Incarnation of the Son of God (New York: Scribner, 1891), p.172.
Иисус — Бог и человек в одном и том же отношении, но не в одно и то же время. Хотя этот взгляд частично решает проблему, он не объясняет тех свидетельств, которые мы цитировали ранее, доказывая, что авторы Библии считали Иисуса Богом и человеком. Кроме того, указания на явность и продолжительность боговоплощения (см., например, 1 Тим. 3:16) говорят против этой теории, какой бы новой и оригинальной она ни была.