double arrow

Учение о динамическом воплощении

Последнее предлагаемое решение проблемы двух природ в одном Лице можно назвать учением о динамическом воплощении. Согласно этому уче­нию, присутствие Бога в Богочеловеке осуществлялось не в форме личного ипостасного соединения второго Лица Троицы и конкретной человеческой личности, Иисуса из Назарета. Воплощение, скорее, следует понимать как активное присутствие силы Божьей в личности Иисуса.

Эта точка зрения близка к динамическому монархианству. Сила Божья вошла в человека Иисуса. Это значит, что воплощение было не столько сочетанием Иисуса и Бога через какого-то рода ипостасное объединение, сколько пребыванием в Иисусе силы Божьей.

Современный вариант этой точки зрения можно найти в книге Дональда Бейлли «Бог был во Христе». Свое богословское учение Бейлли строит на основе 2 Кор. 5:19: «Бог во Христе примирил с Собою мир». Обратите внимание, что в этом стихе говорится не: «Христос был Богом», а: «Бог [был] во Христе».

Для объяснения воплощения в качестве модели Бейлли использует пре­бывание Бога в верующем, проявляющееся в так называемом парадоксе благодати. Когда верующий совершает праведный поступок или делает правильный выбор, он обычно говорит: «Не я, а Бог сделал это». В Гал. 2:20 и Флп. 2:12-13 Павел пишет о работе Бога в человеке. Эту силу Божью, присутствующую в верующем, Бейлли предлагает в качестве модели вопло­щения. Его формулировки подразумевают, что воплощение, реализовавше­еся в Иисусе, — фактически частный случай, хотя и самый полный и совершенный, общего парадокса пребывания в человеке благодати:

Этот парадокс, время от времени проявляющийся в нашей христианской жизни, есть отражение того совершенного соединения Бога и человека в вопло­щении, от которого зависит вся наша христианская жизнь, и потому его можно считать наилучшим ключом к пониманию нами воплощения. В Новом Завете мы видим, что Человек, в Котором воплотился Бог, превосходил всех прочих людей, не претендуя на что-либо для Самого Себя и относя всякое совершенство на счет Бога1082.

При таком истолковании воплощения между нами и Христом существу­ет только количественная, а не качественная разница. Но необходимо от­метить, что это истолкование входит в противоречие с рядом концепций Писания: с полнотой (и^рюца) Божества, обитающей в Иисусе телесно (Кол. 2:9); с предсуществованием Христа (Ин. 1:18; 8:58); с уникальностью Его сыновства (цоуо-уеу^^, Ин. 3:16). Хотя учение о динамическом вопло­щении снижает остроту противоречия, заложенного в халкидонской фор­муле, оно сталкивается с трудностями вследствие подразумеваемого в нем умаления божественной природы.

Baillie, God Was in Christ, p. 117.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: