Жизнь - зебра

Жизнь состоит из борьбы и разрешения разного рода противоречий. Полосыудач и неудач, счастья и бед распределяются в ней чересполосно. Поэтомувидеть ее нужно как черно-белую зебру, а не как светленького пони илиугольно-черного жеребца. Тот, кто это знает, относится спокойно кчередованию удач и неудач, он понимает, что это естественное течениечеловеческой жизни, и не впадает в панику при малейшей беде или неудаче. Отподобного понимания жизни зависит многое. Для одного плохие обстоятельства -это повод для самоизоляции, для грусти и отчаяния, для другого-стремлениепревзойти, одолеть несчастья. И например, из одного хилого мальчика можетвырасти слабый, завистливый старичок, а из другого - Александр ВасильевичСуворов. Скажу тебе больше, и это, может быть, покажется тебе удивительным: самаприрода запрограммировала нас так, что мы должны постоянно преодолеватьтрудности! Нет трудностей, наступает деградация личности. Как должны,обязаны непрерывно тренировать мы свою мускулатуру или внутренние органы,иначе они зачахнут от дисфункции, так должны мы непрестанно тренировать исвою волю преодолением трудностей, перегрузками и постановкой все болеесложных задач, так непрерывно должны тренировать себя преодолением техчерных полос, которые с щедростью, в избытке предлагает нам жизнь-зебра.Если нет будней, мы перестаем понимать, что такое праздники. Если нетнеприятностей, мы отучаемся понимать, что такое приятное. Я ни в коей мере не призываю тебя искусственно создавать трудныеобстоятельства, их будет достаточно и без того, нет, я просто хочу внушитьтебе, что наличие трудностей - дело естественное, и, напротив, если ихдлительное время почему-то нет, то ты должен этим всерьез обеспокоиться.Легко жить нельзя! Хочу привести знаменательные слова гениального русского ученого,академика Ивана Петровича Павлова: "Для полного, правильного, плoдoтвоpнoгoпроявления рефлекса цели требуется его известное напряжение. Англосакс -высшее воплощение этого рефлекса - хорошо знает это. И вот почему на вопрос,какое главное условие достижения цели, он отвечает неожиданным, невероятнымдля русского глаза и уха образом: существование препятствий. Он как быговорит: "Пусть напрягается в ответ на препятствия мой рефлекс цели, итогда-то я достигну цели, как бы она трудна ни была для достижения".Интересно, что в ответе совсем игнорируется невозможность достижения цели.Сам-то Иван Петрович Павлов, сын рязанского протопопа, ни перед какимиобстоятельствами не отступал, он смело шел туда, где до него еще не бывалилюди, не робея, не смущаясь трудностями, шел вперед, только вперед! "Так, - согласишься ты, - перед трудностями робеть не надо и не надолить слез по тому поводу, что жизнь, как зебра, черно-белая. Но почему иоткуда берутся эти трудности?.." Причин для их существования много. Я остановлюсь на одной из главных. Человечество преодолело сложный исторический путь, пока пришло ксистеме своих высших нравственных ценностей, и не следует думать, что эти,действительно самые главные человеческие сокровища воспринимаются в качественаивысших всеми людьми. Это далеко не так. В этом плане современное человечество можно представить себе в видесильно растянувшейся колонны, голову от хвоста которой отделяют целыеисторические эпохи. Столкновение интересов и представлений рождаетпротиворечия. Особенностью нашего социалистического общества является то,что диапазон этих противоречий значительно сужен, ибо основные средствапроизводства находятся в руках государства или принадлежат кооперативам,т.е. у нас нет простора для разгула интересов королей наживы ипотребительства. Но и у нас возможны различные уровни интересов. Я думаю, ты хорошо знаешь о замечательном человеке, с которого у нас встране когда-то началось стахановское движение, - Алексее Стаханове. И воткак он сам рассказывает о своем становлении, об этапах своего развития."Чего я стремился достичь в жизни? - спрашивал он и отвечал: - а) на первыхпорах быть сытым; б) даже получать высокие заработки; в) достичьчеловеческого уважения; г) с развитием классового самосознания возникложелание доказать, что без тебя не может обойтись шахта; д) в конце концов,выработалось понимание необходимости быть лучше и выше самого себя". Обрати внимание: как постепенно, от тех потребностей, которые являютсясначала общими для всего живого (быть сытым), далее через желание получитьдостаточно средств для жизни (общее для всех, кто трудится), и далее - ксамым высоким ценностям - к престижу, к классовой сознательности, кстремлению всемерно и безгранично совершенствовать себя, свою личность. Но если в нравственности одного человека поочередно сменялись различныеуровни представлений, соответствующие разным этапам развития общества, то вобщественной жизни все эти (и некоторые другие) уровни существуютодновременно. Носители представлений разных эпох могут жить бок о бок даже водной семье, даже - в одном и том же детском садике. Уже примерно к шестигодам можно представить, кто сформируется в будущем: законченный эгоист иликоллективист. Одни дети не дают игрушки своим сверстникам и не помогают имодеваться перед прогулкой, а другие, наоборот, и дают и помогают. Вот вкакие далекие дали, глубокие истоки формирования человека уходятпредставления о короле жизни... Вспомни, как мы смеялись над твоим шестилетним братом Колей, когда онсказал деду: "Дед Андрей, расскажи мне, как ты одевался в шкуры и охотилсяза мамонтом". Потешает это смешение исторических эпох в мозгу ребенка, но несмешно, что рядом с нами подчас живут люди с нравственным уровнем и кругомпонятий неандертальцев. Разве что шкуры не носят и охотятся не замамонтами... Вот тебе и причина сложностей, трудностей, непростых коллизий вжизни. Но вернемся, однако, к детсадовской статистике. Не все в ней такпросто, ведь все дети рождаются одинаковыми, почему же одна часть уже вдошкольном возрасте может стать эгоистами? Ведь не сами же они в этомвиноваты? В нежном возрасте - да, действительно, не сами. Их формированиеопределено взглядами и практикой их семей. Бывает, что в самых благополучныхсемьях вырастают на редкость уродливые эгоисты. Почему же так? Да потому,что родители этих баловней глубоко безграмотны в основах человеческойпедагогики. Они полагают, что если будут приплясывать вокруг своегоединственного, ненаглядного дитяти, если будут удовлетворять любое егожелание, потакать любой прихоти, устранять все труды и трудности с его пути,то сделают его счастливым. А между тем академик медицины Н. П. Бехтерева, опираясь на объективныезакономерности развития мозга, совершенно справедливо утверждает, чторебенок должен в раннем детстве учиться преодолевать трудности. Пока мозгпластичен, он должен научиться решать разнообразные задачи. А иначе труднопридется в жизни. И с этой подлинно гуманной точки зрения глядя на "добрых" родителей,которые рассуждают: мы жили плохо, пусть наши дети будут жить хорошо, - чтоможно сказать? Что это бездумное "хорошо" оборачивается впоследствии дляребенка и для всех, кто с ним сталкивается, бедой и очень плохими егочертами. Когда такое дитятко подрастает, оно уже считает, что весь мирдолжен ему прислуживать. И что любопытно: когда оказывается, что это не таки что жизнь-зебра, что она состоит отнюдь не из одних только светлыхпериодов существования, то начинается беда, начинаются катастрофы,начинаются духовные крушения. И пусть бы эти трагедии касались толькоподобных "центропупов", так нет - рикошетом, и весьма тяжелым, ониотражаются на всех людях, имеющих несчастье быть им близкими. Жалко,конечно, родителей этих отпрысков, но ведь пожинают они только то, чтопосеяли. А по данным все той же всеведущей статистики, подавляющеебольшинство (теперь уже не одна пятая, а подавляющее большинство!)старшеклассников знать не знает, ведать не ведает, как и каким образомстроится бюджет семьи, например, сколько стоят они, счастливые избранники,своим родителям, в каком соотношении находятся семейные затраты на них(очень большие) и на их родителей (гораздо меньше). Правда, за последние десятилетия произошли большие изменения, и то, чтородителям кажется удивительным или даже роскошным, детям кажется более чемобыденным. Например, для моего поколения когда-то и пара ботинок быларадостным событием в жизни, а для твоего поколения и пара дорогостоящихслаломных лыж частенько ничего особенного собой не представляет... Отсюда,возможно, и проистекают некоторые материально-психологические различия. Норазве из разницы эпох, в которую формировались одни и в которую формируютсядругие, следует, что нужно интересоваться лишь самим собой, не думая ни освоих старших, ни о своих меньших, только "о себе, любимом"?., Вместе с материальными благами, которые хлынули на нынешнее поколение,на него обрушилась и волна безответственности, волна легкой жизни, волнабытовой беспечности. Я боюсь, очень боюсь, что подобное положение чреватотем, что в подобной расслабляющей атмосфере сплошь и рядом будут появлятьсялюди, избалованные, капризные, безнравственные, неспособные ценить ничегодругого, кроме своего комфорта, своих благ и своего удобства. И уверяю тебя,что за своего короля подобные молодые люди будут бороться со всей возможнойэнергией. Энергией... А ведь это возраст действительно огромной, космической,атомной энергии души и тела, которую можно и должно использовать для самыхразных дел, для становления своей личности. Я всегда исходил из энергии,присущей молодости. Помнишь, когда тебе было все. го восемь лет, тызаписался в школу пятиборцев. После школьных уроков ты должен был работатьеще чуть ли не целый рабочий день, потому что надо было ехать то наипподром, то в водный бассейн, то на легкоатлетический стадион, то назанятия фехтованием, то в тир на стрельбу из пистолета. Я уже не говорю отом, что каждый день тебе, естественно, надо было готовить уроки. Я ненапоминаю о твоих домашних обязанностях - покупать хлеб и молоко быловопросом твоей компетенции, а уж когда - твое личное дело. И при этомэнергии в тебе было столько, что ты еще ходил и на занятия музыкой, и училмузыкальные задания дома, и ходил на занятия по английскому языку, а повоскресеньям пропадал на футбольном поле, где с азартом гонял мяч понескольку часов. А ведь был обыкновенным мальцом, таким абсолютно, как вседругие. Дело в том, что юность - это пора колоссальной энергии. Молодые могутвсе! И страшный грех перед ними и перед обществом в целом не загружать их,позволяя вести расслабленный, сибаритский, изнеженный образ жизни, едва лине тунеядцев: школа - уроки - и все?.. Как это мало, как это убого, как этонедальновидно... Глупо и вредно воспитывать детей в тепличной обстановке, в малойтребовательности к их внутренним вулканическим возможностям, глупо и вредновнушать им представления о безоблачном голубом небе и кроткой ласковостиокружающих людей как о единственно возможном состоянии атмосферы иколлектива. Люди, которые вырастают воспитанные на подобных иллюзиях, больноушибаются о жизнь. И болью этой своей они обязаны тем, кто не захотел и несумел внушить им реальных представлений о мире, полном противоречий истолкновений разных позиций. Наша жизнь отнюдь не сплошной победный марш под фанфары. Тот, ктополагает, что она должна состоять из одних праздников, быстро разочаруется вней и придет к мнению, глубоко ошибочному мнению, что жизнь плоха. А онахороша и может быть еще лучше, но только за это Надо бороться, по-умномубороться, а не впадать в отчаяние или в цинизм или переходить на позициютех, для кого королем жизни являются радости на уровне протоплазмы.Обижаться на жизнь и предоставлять другим совершенствовать ее - это непозиция для Мужчины! Но как ее совершенствовать? Помнишь, был у нас с тобою знаменательныйразговор, когда мы возвращались с последнего восхождения в альпинистскийлагерь? Те четыре недели жизни в горах многому научили тебя. Ты был потрясендействительно человеческими, подлинно товарищескими отношениями, которыесуществуют между альпинистами. Там других отношений и не может быть, ибо отжизни одного зависит жизнь всех остальных. Тебя поразили не тольконезапирающиеся дома и открытые тумбочки на базе, но главное - абсолютнаячестность, постоянная душевная готовность прийти на выручку, желаниеподдержать друга в трудную для него минуту, внутренняя потребностьподелиться не только куском хлеба, но и остатками душевной бодрости. Тысказал мне, что когда мы спустимся в долину, то ты всегда будешь жить позаконам горного братства. А я ответил тебе тогда, что очень легко бытьангелом среди ангелов, это не составляет никакого труда, но ты попробуйнастроиться на то, чтобы оставаться таким, каким ты хочешь быть, даже несреди бесов, но просто среди обыкновенных людей... Эта задача непроста. Ее решение требует понимания, почему жизнь пестра.Ее решение требует активной жизненной позиции. И - замечу - позиции, умной всвоей активности. Тема эта настолько важна, что я остановлюсь на ней особо.

КОРОЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ УМНЫМ!

С какой стати зашел у нас разговор о жизни-зебре, почему я вообще стольдолго толкусь на теме противоречий и трудностей, с которыми обязательносталкивается человек? Да потому, что сплошь да рядом приходится встречатьсяс молодыми (и не очень молодыми) людьми, которые разочаровались вдействительности, ибо она оказалась вовсе не голубой и розовой, как имказалось раньше. Вот и жизненная драма!.. Значит, их плохо учили. Значит, и сами они оказались неспособны к самоусовершенствованию, куточнению программы своего поведения. А программа эта следующая: видетьжизнь такой, какая она есть, чтобы делать ее такой, какой она должна быть! Ксожалению, иные из молодых людей твоего возраста оказываются не готовы ни ктому, чтобы увидеть жизнь, какая она есть, ни к тому, чтобы оборудоватьпланету для счастья, говоря словами поэта. Мне запомнилась статья в "Литературной газете", которая называлась"Карась-идеалист предъявляет счет". В ней было рассказано о том, какучитель, воспитавший многих хороших молодых людей, столкнулся с горькимиупреками своих бывших воспитанников. Они предъявили ему жесткий, носправедливый счет. Они чувствуют себя карасями-идеалистами, не умеютпостоять за себя, их всюду затирают, во всем обходят. И результат -разочарование в людях... Автор статьи. Цесарский, пишет с горечью: "Воспитавдобрых людей, я не воспитал борцов. Обиды и человеческие слабости заслонилидля них главное движение жизни..." Столкнувшись с этой искренней и тревожной статьей, я обратил вниманиена то, что подобных материалов в нашей прессе публикуется более чемдостаточно. Это значит, что проблема назрела. Это значит, что многие молодыелюди, воспитанные на альпинистских, условно назовем их так, принципах,спустившись с сияющих горных вершин нравственных абстракций в житейскиедолины, не выдерживают контраста между тем, что они представляли себе, итем, что их встретило внизу. Они теряются, опускаются, и нередки случаи, когда жизнь их начинаеттечь по законам, еще более неприглядным, чем те, которые они свысокаосуждали... Они предают своего короля, самое дорогое в себе! Это очень важная и сложная тема: активность в жизни. Она имеетбесконечное количество разных оттенков. Бороться ведь можно по-разному.Можно бороться шуткой, можно бороться дружеским участием, можно бороться иактивными способами. Важно лишь, чтобы при этом учитывалась сложность тойдействительности, которая тебя окружает. Карась-идеалист из бессмертной сказки Салтыкова-Щедрина ее не учитывали полагал, что достаточно ему будеть спросить у Щуки: "А знаешь ли ты, Щука,что такое добродетель?", как Щука мгновенно перевоспитается... А Щука неперевоспиталась, она лишь настолько удивилась этому дурацкому вопросу, чтопасть ее сама собою открылась, и Карася потоком воды втянуло прямо в желудокэтой Щуки. Какой вывод можно сделать из притчи великого русского сатирика? Слабыедуши иных карасей-идеалистов придут к выводу, что лучше всего будет, осуждаящук в тихих тинистых закуточках, держаться от них подальше. Но могут быть идругие выводы. Например, такие, которые предполагают реальное воздействие нащук, исходя из факторов, способных на них воздействовать по-настоящему. Практика показывает, что ничто так крепко не объединяет всякого роданечисть, как общие грехи. Сплошь и рядом подданные короля потребительства,лени, воровства, коррупции, бездарности объединены несравненно болеепрочными узами, чем караси-идеалисты. И сколько угодно известно случаев,когда пылкий, честный, исполненный самых высоких и справедливых принциповмолодой человек с размаху, головой вперед, кидался на штурмбесхозяйственности, показухи, отсталости и лени, пылая праведным гневом, а врезультате - в результате его обличительных речей и выступлений становилосьхуже не только ему самому, но и делу. Конечно, внешне это выглядитблагородно: размахивая шпагой, кинуться на средоточие зла!.. Явиться этакимспасителем, человеком со стороны, и с ходу все переделать!.. Но думается,чаще бывает гораздо более полезным напрячь свой интеллект, чтобы обдумать,как, каким образом цепкое, глубоко укоренившееся растение извлечь из тойпочвы, в которой оно так крепко сидит. Короче говоря, порыв хорош, когданужно выбросить распоясавшегося хулигана из трамвайного вагона, но если речьидет о явлениях несравненно более сложных, то здесь нужен и более сложныйподход, подход конструктивный, предполагающий не только готовность боротьсяза свои идеалы, но и умение за них бороться. Понятие тактики и стратегии существует не только в военном искусстве!Одному молодому человеку, отчаявшемуся бороться с бюрократизмом, Ленин задалвопрос: "Правильно ли вы боролись? По всем правилам военного искусства окружиливрага?" И разве вся жизнь, разве вся деятельность самого Ленина не являетпример подобной стратегии, не являет пример того, как нужно готовитьсоюзников для своей святой борьбы, как нужно избирать наиболее удачныймомент для выступления, как нужно уметь в некоторых случаях идти навременные компромиссы и отступления, чтобы затем с новыми силами разгромитьврага? Предпринимая какие-то усилия, нужно знать, к чему ты стремишься и чтоиз этого может получиться. Если этого нет, то результаты поступков могутоказаться прямо противоположными тому, чего ты ожидал. Помнишь роман Олега Куваева "Территория"? Этот роман столь понравилсямне, что я написал о нем большую статью "Три маршрута по "Территории" ОлегаКуваева". В частности, я восхищенно писал о том, что шахматная игра, которуюзатеял начальник управления геологодобычи Чинков в противовес еще болеевысокому начальнику Робыкину, желавшему прикрыть поиски на золотоноснойтерритории лишь потому, что он, Робыкин, лично не любил Чинкова, - так вот,эта шахматная игра Чинкова заключалась не в том, чтобы одержать словеснуюпобеду, и не в том, чтобы плести контринтриги в ответ на интриги, а в том,чтобы в сложившейся ситуации, несмотря ни на что, свое дело сделать иодержать победу! Одержать победу не в соревновании демагогии, а победудействительную, такую победу, от которой должно стать лучше и людям, истране. "Добро должно быть с кулаками". Да, безусловно, но прежде всего - сголовой. Партия, которую играл Чинков и которую он блистательно выиграл,вызвала у меня восхищение. Ее анализ показал, что Чинков исходилисключительно из реального соотношения сил, из тонкого и глубокого знаниясвойств человеческой натуры вообще и привлекаемых им к делу людей вчастности. Он опирался на лучшие качества этих людей, на те качества,которые были способны поднять их выше своих возможностей, а не на темныестороны человеческой природы. Битва жизненных принципов, война королей в жизни отнюдь не менеесложна, но, напротив, гораздо более многосторонна и тонка, чем борьбакоролей шахматных. И тем большее восхищение вызывают те замечательные люди,люди-маяки, которые примером всей своей жизни утверждают активную и мудруюпозицию в борьбе за добро. Вспомним: не раз и не два доводилось народному академику ТерентиюМальцеву спасать хлеб Сибири и Казахстана. Его идеи поначалу казалисьсенсационными, переворачивающими тысячелетние устои, шедшими вразрез тому,что принято испокон, а потому вызывали сопротивление. Так, например, онпредложил начинать сев как можно позже, и это при сибирском коротенькомлете, он выступил не только с теорией, но и с практикой безотвальной пахоты;его теория, направленная в защиту дерна как незаменимой лаборатории, гдеидет процесс накопления плодородия, поначалу вызвала шок у многих маститыхтеоретиков. Вся жизнь его была полна необыкновенно тяжелых испытаний. Черезкакое недоверие, через какое множество административных угроз и ущемленийему пришлось пройти! Однако он не только вынес все это, но и победил. А взять другого человека, которому тоже, по-моему, при жизни следовалобы поставить памятник: доктора-ортопеда Илизарова. Через какую клевету,недоверие, прямой подрыв своей работы пришлось ему пройти после того, как оноткрыл и начал внедрять принципиально новый метод лечения переломов!..Некоторые видные и виднейшие специалисты-ортопеды, возросшие на старыхпринципах, сделали все возможное и невозможное, чтобы очернить этогочеловека, чтобы помешать ему, чтобы остановить и скомпрометировать тотспособ лечения, который не укладывался в рамки их профессиональныхпредставлений. Ну, предположим, что Илизаров сник, сдал, махнул бы на всерукой и в "лучших традициях" безвольных людей запил бы? Сколько больных врезультате этого осталось бы несчастными? Не сосчитать... Но, к сожалению,немало честных и добрых людей вышло в жизнь, не будучи готовыми к борьбе зато, чтобы сделать ее лучше, умнее, счастливее. Вышли - и сломались... Дорогой мой сын, завершая этот трудный, действительно драматическийразговор, я хотел бы напомнить тебе о В. И. Ленине, человеке, чья жизнь -урок для нас и в большом, и в малом. И, призывая тебя активно бqpoтьcя созлом, призывая видеть жизнь такой, какая она есть, и утверждая ее такой,какой она должна быть, я прежде всего вспоминаю Ленина, его принципы. Емупришлось безмерно трудно смолоду: казнь любимого брата, постоянныепреследования, тюрьмы, ссылки, эмиграция... Но цри этом: неустанныетитанические усилия по созданию сплоченного союзаединомышленников-революционеров и всепоглощающая работа по претворению своейсветлой мечты, своих представлений о мире в реальность... Он не был сломленобстоятельствами, он одолел их, и его мечта - эта наша с тобой нынешняя,свободная, социально-справедливая действительность. А его завет - этоистовая, постоянная, умная борьба за то, чтобы жизнь становилась всечеловечнее, все лучше. Глава III. О ФУНДАМЕНТЕ КРЕПКОМ, НА ДЕСЯТИЛЕТИЯ КОРОЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ СИЛЬНЫМ! Да, бороться за победу своего короля надо умно и умело. И бороться надопо всей доске, всеми фигурами, используя все ресурсы накопленныхчеловечеством знаний. Всеми фигурами, по всей доске, используя всересурсы!.. Понимая серьезность борьбы, ты, думаю, с этим согласишься. Несколько раньше я с большим беспокойством уже говорил тебе о том, чтообеспеченность, материальный достаток, спокойствие, отсутствие препятствийрасслабляют человеческие души - даже добрые, даже незлонамеренные. Облегчивусловия своего физического существования, мы где-то перешли или переходим тудопустимую грань, за которой начинается уже деградация не только нашейпсихологии, но и физиологии. Природа миллионы лет тренировала нас напреодоление физических трудностей, от нашего умения их преодолеть зависеловсе, вплоть до выживания, мы полностью отлиты, сформированы по этойпрограмме, и вдруг - пустота, отсутствие реальной физической нагрузки. И какрезультат начинается разрушение системы и уродливые ее проявления. Еще и еще раз подчеркну: я не хочу повторения тех бесчеловечныхтрудностей, через которые нам пришлось пройти, я не хочу, чтобы твои детибатрачили на огороде бабки Анны, выливая бессчетные тяжкие ведра воды вжадные соцветия огуречных плетей и в ужасе спасаясь от выпрыгивающих из-подземли тарантулов, но я не хочу и того, чтобы за спиною сытых, в пух и в прахразодетых родителей народилось целое поколение безвольных, расслабленных,безруких барчуков! Природу обмануть нельзя! Человек, вырастающий вне, труда, внепреодоления трудностей, перестает быть человеком. Жизнь требует от насставить перед собой задачи, которые сложнее и больше того, что мы можемсделать Сейчас, ради того, чтобы мы непрестанно тянулись вперед. И одной изтаких важнейших, фундаментальных задач всей жизни, и особенно раннего ееэтапа, без успешного решения которой не может быть победы, потому что ты несможешь и в малой степени реализовать свою духовную, умственную сущность,является необходимость сотворить себя физически. Каждый человек и может, и должен быть прекрасным! Сотворить себе содержательную голову - дело весьма сложное, а понять повнешнему виду, умному или глупому человеку эта голова принадлежит, кладезьли это мудрости или внутренняя емкость футбольной камеры, - задачатрудноразрешимая. С телом все проще - и сотворить, и понять! Каюсь,длительное время меня не оставляла зловредная утопия: а что если специальнымуказом повелеть всем людям хотя бы раз в неделю, летом разумеется, подугрозой крупного штрафа или публикации в спецвыпуске сатирического журнала"Фитиль" являться на учебу, работу, в магазины и общественные места, назрелища и в транспорт - в самой минимальной одежде, например в плавках или вкостюмчике бикини! И сколько народа содрогнулось бы, увидав отвислое брюхо, сутулые спины,цыплячьи ножки... Содрогнулось бы и немедленно постаралось изменить такоепреступное отношение к своему здоровью!.. Утопия, конечно, но нужносоздавать здесь самое широкое и беспощадное общественное мнение, потому чтофизическая красота, потому что здоровье - это бесценное достояние народа.Красота-функциональна, и все эти безобразия свидетельствуют о том, что улюдей нарушены важнейшие функции, что они, умные, трудолюбивые образованные,высоко нравственные, - проживут значительно меньше, чем могли бы, чем должныбыли бы!.. Я сказал "утопия". Впрочем, почему же так безнадежно? Могу сказатьтебе, что буквально на моих глазах произошло физическое возрождение целогонарода. Справедливости ради уточню, что оно было достигнуто не стольжестокой мерой - всенародного обнажения удручающей наготы, но тем не менееоно было достигнуто, причем в исторически крайние сроки. Я имею в виду опытнаших друзей в ГДР. Когда я впервые приехал в эту страну в 1962 г.,сознаюсь, я был поражен обилием в этой стране расплывшихся, далеких отгармонии женщин и довольно часто попадавшихся навстречу мужчин, чьи головыедва держались на тонких шеях. Но когда я приехал в ГДР спустя всего лишьпять лет, я был удивлен и приятно растерян: как будто попал в совершенноиную страну. Мне пришлось тогда, после совместной работы с коллегами,совершить путешествие по всей республике, и мне встретились всего лишь двечрезмерно пухлые дамы. Как будто я попал совсем к другим людям, чемнесколько лет назад! Меня окружали стройные, подтянутые, с грациознойосанкой женщины и крепкие, широкогрудые мужчины. Мне довелось и впоследствииработать с друзьями-коллегами в ГДР, я неоднократно приезжал к ним, и год отгоду росло мое восхищение физическим состоянием и культурой спортивногооблика жителей этой страны. Конечно, это было не случайно. ГДР длительноевремя находилась в международной изоляции из-за происков империалистическихдержав, и важной возможностью прорыва на международную арену наряду схозяйственными успехами для этого государства явился спорт. О блистательныхпобедах спортсменов ГДР говорить не приходится, они у всех перед глазами ина памяти. Поставленная и проведенная в государственном масштабе пропагандаздорового образа жизни, создание общественного мнения в этой важнейшейобласти народной жизни привели к воистину восхитительным результатам! Все это вопросы отнюдь не одной лишь эстетики. Это и вопросыдолголетия. Не могу сказать тебе, не нахожу даже слов для того, чтобыпередать свое возмущение, растерянность, когда вижу сплошь и рядом, какзамечательные люди, выдающиеся умы, как работники-умельцы, которым цены нет,едва-едва войдя в возраст зрелости, уже движутся быстро и уверенно по томушоссе, которое прямехонько ведет к кладбищенским воротам... Какая растратагосударственного достояния! Какая несправедливость и какая глупость! Но это вопрос нравственный, это и вопрос человеческих качеств. Слушайменя внимательно, сейчас я буду говорить сурово, рассчитывая не только напонимание, но и на повиновение. Ты знаешь, что к силе и властинепререкаемого родительского авторитета я прибегал в жизни крайне редко,только в исключительных случаях. Так вот, сейчас настал тот самыйисключительный случай. Я требую, чтобы в твое сознание навсегда вошласледующая истина: чем выше у человека пик нервной, умственной нагрузки, темвыше у него должен быть пик физической нагрузки. Объяснение простое: много миллионов лет все эмоциональные, нервныенагрузки человека находили разрешение только через двигательную сферу. Иглупо думать, что за те несколько тысяч лет, в течение которых многие людиосвободились от интенсивного физического движения, произошли существенныеизменения в нашем физиологическом аппарате. Нет, но зато нервных нагрузокстало больше, а физической разрядки стало в десятки и сотни раз меньше. Незнать этого, не исходить из этого - непростительное невежество. Нервныепотрясения, умственные нагрузки могут быть стерты начисто с магнитофоннойленты нашей быстротекущей жизни исключительно лишь движением, лишьфизической нагрузкой. Конечно, можно и без этого: можно глушить себя водкой, можно глотатьконтейнерами химические пилюли, но зачем? Зачем умирать от нервных стрессовили от непосильной психической перегрузки на целые десятилетия раньше, чемпри естественном образе жизни? Свобода есть осознанная необходимость, это известно. Ну так почему жене потратить несколько часов в неделю на наслаждение физическим движением,вместо того чтобы умерщвлять свой организм алкоголем или тратить бесконечныечасы, дни и недели на приемы у врачей и больницы? Именно здесь со всей возможной прямотой и суровостью я обязан сказатьтебе правду о водке, чтобы не было в твоем сознании засоряющих его иллюзий иневерных, пошлых сведений. Водка - наркотик. Это тот выжигающий человекаизнутри пожар, который со временем требует все больше и больше горючего. Вход идет все подряд, с треском горит абсолютно все: твои физическиевозможности, твои мыслительные способности, твое чувство чести. Тыстановишься преступником против себя, против своей единственной, дарованнойтебе судьбой и нами, родителями, жизни. Во имя чего? Ты становишьсяпреступником против своей жизни, которую ты обездоливаешь? Во имя чего? Тыстановишься преступником против своего народа, ибо какой же ты для негоработник и какой ему защитник! Во имя чего? Но самое страшное в том, что тыстановишься преступником против будущего всего человечества, ибо переданнуюнами тебе эстафету, свой святой долг, ты пересылаешь последующим поколениямчерез неполноценных, дебильных, умственно и физически отсталых детей, твоихдетей. За что? Во имя чего? Почему? В первую очередь водка бьет по самым тонким клеткам нашего организма -мозга и органов размножения. Нет, мой друг, мой сын, этот путь для тебя, длянас категорически невозможен! Я говорю тебе об этом, потому что это вопрос не только здоровья, но инравственности, но и качества личности. Истоки нашей силы и нашегонаслаждения жизнью - совсем в другой стороне. Кто лучше тебя, мой сын, знает, сколько было действительнокатастрофических потрясений в моей жизни, в какие сложные ситуации япопадал? И что же? Все это было, разумеется, тяжко, но каждый раз силой,непонятной даже для меня самого, я был поднят, как ванька-встанька, и моинедоброжелатели никак не могли понять, почему же я весел, почему мурлыкаюпесенки, поднимаясь по лестнице... Видимо, дело не только в поддержке настоящих друзей, не только вуверенности в своей правоте, но и в том, что за меня и на меня работаетабсолютное правило - вечное движение, постоянные физические нагрузки, все,какие только можно придумать... В этом весь мой "секрет", здесь место, гдеспрятана, как в сказке о Кащее, моя "бессмертная душа". Я думаю, злобныелюди потому злы, что они, как правило, слабы в работе, ленивы и завистливы иищут оправданий своей слабости не в себе, а в обстоятельствах. И снова к"секрету": чтобы физически нагружаться, нужно постоянно преодолевать себя,свою лень, свое безволие. Лентяи на это не пойдут., В лучшем случае они дваутра подряд перед форточкой помашут руками, тем дело и кончится. И, возвращаясь к теме, повторю: для того чтобы иметь основания уважатьсебя в качестве мужчины, чтобы иметь прочный фундамент под своимипринципами, чтобы не знать страха в таких жизненных схватках, которые кудаопаснее, чем схватки с хулиганьем, т.е. чтобы сохранить себя как личность нетолько на долгие годы, но и на многие десятилетия, нужно, не жалея сил ивремени, тренировать материальную опору своего бессмертного духа, своебренное тело. Думаю, что многие меня либо не поймут, либо решат, что я очень и оченьпреувеличиваю. Что ж, здесь, как и всюду, критерием истины явится практика.Могу сказать скептикам только одно: поживем-увидим... Парадокс, однако,заключается в том, что в условиях нашей и комфортной, и одновременнострессовой цивилизации и пожить, и увидеть можно будет лишь в том случае,если эти скептики займутся физической культурой с тем же рвением, с какимзанимаются они усовершенствованием своего интеллекта...

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: