double arrow

Почему так сказал Архимед перед смертью.

Когда Архимед, один из самых великих людей в истории человечества, одиниз немногих, кому посчастливилось реально раскрыть ту внутреннюю исполинскуюэнергию, Которая, практически нетронутая, дремлет в каждом человеке, когдаАрхимед увидел тень занесенного над ним меча, он гневно закричал: "Не троньмоих чертежей!" И римский воин - самодовольный тупица, животное в образечеловека, оторопев вначале от этой дерзости, зарубил Человека мечом. В неожиданной ситуации человек проявляет то, что составляет его обычноскрытую суть. Заметив рядом с собой тень угрожающего смертью оружия, великийжитель Сиракуз кинулся защитить прежде всего не свою жизнь, но дело своейжизни. Почему Архимед так сказал перед смертью? Почему во все времена люди ценили мужество, дерзание, благородство,приоритет дела над сытым довольством, Даже над собственной жизнью? Чтобыответить на этот вопрос, чтобы понять, почему с тонущего корабля сильныемужчины спасают в первую очередь детей и женщин, а не самих себя, надо еще иеще раз вернуться к тому, что жизнь человека и счастье человека - эточеловеческая жизнь и человеческое счастье. Что это категории, выделившие человека из животного мира с его уровнемсобственно-биологического благополучия. И когда мы говорим о необходимости реализовать себя, мы имеем в видупрежде всего необходимость реализовать в себе общественно значимую особь. Ив формуле "счастье - в полноте человеческого бытия", выверенной множествомгуманистов многих эпох, приоритетом, первенством обладает категория"человеческого", т.е. общественно значимого. Если выйти за каноны строгих формулировок и сказать попросту, тоистинно по-человечески может быть счастлив лишь тот, кто способен отдаватьбольше, чем брать. И представь себе, здесь не нарушается всемирный законсохранения энергии, потому что речь идет о раскрытии внутренних потенцийчеловека и человечества в целом. Этот закон: отдавать больше, чем брать, ядумаю, и есть тот основной закон человеческой эволюции, благодаря которомучеловечество и движется вперед в нравственном отношении, хоть и с зигзагами,подчас гораздо медленнее, чем хотелось бы. Обрати внимание на слова Ф. Энгельса, помещенные им в проекте"Коммунистического символа веры". Этот документ предшествовал созданиюзнаменитого "Манифеста Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса ибыл обнаружен историками совсем недавно. Проект составлен в виде вопросов иответов. Вот некоторые из них. "Вопрос. Какова цель коммунистов? Ответ. Преобразовать общество так,чтобы каждый его член мог совершенно свободно развивать и применять своиспособности и силы, не нарушая при этом основных условий этого общества.Вопрос. Что это за положения, которые, являясь результатом всегоисторического развития, не нуждаются в доказательстве? Ответ. Например:каждый человек стремится к тому, чтобы быть счастливым. Счастье отдельногочеловека неотделимо от счастья всех..." Энгельс, как ты видишь, очень отчетливо определяет непоколебимыепринципы, которые являются результатом исторического развития человечества.Этими убеждениями руководствовались основоположники марксизма-ленинизма и вповседневной жизни. Известно, например, с какой горькой иронией говорилМаркс: "Вряд ли приходилось кому-нибудь писать о "деньгах" при такомотсутствии денег!" А ведь он не раз - при его-то данных! - имел возможностьи поступления на высокооплачиваемую службу, и работы на весьма выгодныхусловиях для буржуазных издательств. Драматизмом пронизано его письмо Зигфриду Мейеру, которое он написалпосле завершения работы над первым томом "Капитала": "Итак, почему же я вамне отвечал? Потому что я все время находился на краю могилы. Я должен былпоэтому использовать каждый момент, когда я был работоспособен, чтобызакончить свое сочинение, которому я принес в жертву здоровье, счастье жизнии семью. Надеюсь, что этого объяснения достаточно. Я смеюсь над такназываемыми "практичными" людьми и их премудростью. Если хочешь быть скотом,можно, конечно, повернуться спиной к мукам человечества и заботиться о своейсобственной шкуре. Но я считал бы себя поистине непрактичным, если бы подох,не закончив полностью своей книги, хотя бы только в рукописи". И если уж мы заговорили о К. Марксе, то я напомню тебе, что это писалчеловек, для которого представление о счастье определялось словом "борьба"(помнишь наш разговор о карасе-идеалисте, готовом впадать в панику припервом же сколько-нибудь серьезном препятствии?). Напомню также, что любимымизречением Маркса были слова Теренция: "Ничто человеческое мне не чуждо".Этот принцип: сочетание всемерной полноты бытия ("Ничто человеческое мне нечуждо") с готовностью пожертвовать всем ради счастья других людей,вырабатываясь и кристаллизуясь на протяжении многотрудной историичеловечества в качестве наиболее целесообразного принципа морали, принципа,обеспечивающего не просто сохранение, но общий прогресс человечества, сталосознанным принципом коммунистической нравственности. Доктор Павловский, которому довелось лечить Николая Островского,записывал свои беседы с ним. Записал он и такие слова: "Вы что же думаете, -говорил Островский, - на нас солнце не светило, или жизнь не казалась нампрекрасной, или для нас не было привлекательных девушек, когда мы носилисьпо фронту и переживали боевые бури? В том-то и дело, что жизнь нас звала.Мы, может быть, больше других чувствовали ее очарование, но мы твердо знали,что самое главное сейчас - уничтожить классового врага и отстоять революцию.Это сознание подавляло все". Не правда ли, эти слова "мы чувствовалиочарование жизни, но знали, что главное сейчас - другое" не просто объясняютнам Островского как самоотверженного участника гражданской войны, какписателя, совершившего героический подвиг, но, больше того, раскрывают намего в качестве человека, находящегося на самом стержне подлинно человеческихпредставлений о счастье. А вот еще слова. В них все знаменательно: и их автор - легендарныйгерой, первый секретарь Коммунистической партии Уругвая Родней Арисменди, иих содержание, и то, что напечатаны они в партийных билетах уругвайскихкоммунистов. Читай же: "Мы не секта и не избранная группа заговорщиков; мырождены рабочим классом и народом. Значит, мы обычные люди - простые искромные. Мы любим хлеб и вино, радость жизни, женщин и детей, мир исердечное рукопожатие друга, гитару и песни, звезды и цветы. Мы не отщепенцыи не заговорщики, не люди, которые пытаются втиснуть жизнь в узкие туфлифразеологии, как делали в старину со своими ногами китаянки. Наш учительМаркс повторил и сделал своей фразу Теренция: "Ничто человеческое мне нечуждо". И именно поэтому мы понимаем великого Ленина, нашего учителя, самогочеловечного человека, который любил "Аппассионату" Бетховена, но твердо велкорабль революции и был несгибаем перед врагом. Именно поэтому мы уважаемскромный героизм повседневной революционной работы и поэтому не боимсядругой работы, когда приходится терпеть пытки, идти под пули или на смерть".Повторяю, эти слова напечатаны в партийных билетах... Мне не хочется разбавлять твои впечатления от этого символа веры, верыне в Бога, но в Человека, какими-либо словами или рассуждениями. Лучше яприведу цифры. Они красноречивей любых комментариев. Со временем выяснилось, что подвиг Александра Матросова во времяВеликой Отечественной войны совершили 275 солдат и офицеров. Ради своихтоварищей люди шли на верную смерть: из 275 героев в живых осталось лишьтрое. Еще цифра; 327 огненных таранов, подобно Николаю Гастелло, совершилисоветские летчики в годы Отечественной войны, т.е. горящей, подбитой машинойпилоты поражали вражеские объекты. Более шестисот летчиков, штурманов,стрелков, бортрадистов превратили свой самолет в смертельное разящее оружие.Известно также, что более двухсот наших авиаторов использовали таран ввоздушном бою. Автор статьи, в которой приведены эти данные, генерал-майоравиации Б. Васильев пишет: "Экипажи подбитых самолетов отнюдь не былиобречены на гибель. Большинство из тех, кто применил таран, могли ещепопытаться произвести посадку на фюзеляж или спастись с парашютом. Они нешли на это. Они делали погибающий самолет оружием, чтобы смертью своеюприблизить победу". Помнишь, ты рассказывал мне, как вы с одноклассниками заспорили как-то,в чем же смысл человеческой жизни? И пришли к решению, что если говорить спозиций не просто личного преуспевания, а в самых больших масштабах, тосамое главное - это продвинуть человечество по пути его историческогодвижения хоть немного вперед. Думаю, это очень правильно. Архимед, во всякомслучае, с вами согласился бы. Глава V. МУЖСКАЯ РАБОТА Я НЕ ХОЧУ. ЧТОБЫ ТЫ БЫЛ НЕСЧАСТЛИВ! Да, прекрасна жизнь полнокровная, многоцветная. И сколько раз, то лииспытав душевное потрясение от бездонной синевы неба, пробивающейся черезсолнечную зелень лесной листвы, то ли онемев от восторга, увидав, каквсходит огромная луна зимней снежной ночью над волшебными строениями площадиИскусств, то ли совершенно опустошенный и одновременно возвышенный великоймузыкой, то ли испытав ни с чем не соизмеримую радость абсолютной открытостиобщения с близким человеком, сколько раз я уже думал: я был счастлив, теперьи умереть не жалко... Но все же ничто в мире не сравнится, сынок, с радостью хорошо уметьделать свое дело, с удовлетворением от мастерски выполненной тобою работы! Честно скажу, что я говорю сейчас только о мужчинах. Потому что,несмотря на то что я прожил достаточно, я и сегодня так же далек отпонимания загадки сущности женщин, как и в начале своего жизненного пути.Может быть, у них есть и большая радость, чем работа, наверное, так. Я смеюговорить лишь о мужской психологии. Чтобы полностью раскрыть себя,реализовать свою внутреннюю сокровенную программу, нет другого пути, нетдругого средства, кроме работы. Для того чтобы чувствовать себядействительно счастливым, надо стать человеком высокой профессиональнойквалификации. Дело не в том, какой именно профессиональной квалификации.Профессий сейчас в мире, по одним данным, сорок тысяч, по другим - пятьдесяттысяч, и нет среди них малозначительной для жизни общества. Раз возникли,значит, была в них настоятельная потребность. Но кем бы ты ни стал, хотьрабочим, хоть руководителем, хоть ученым, хоть официантом, хоть поэтом, хотьспортивным тренером, - ты должен быть работником высокой, по возможностисамой высокой квалификации. Почему я говорю это тебе? Потому что меня беспокоит, что ты вторичноесклонен подчас принимать за значимое. Успех у девочек, и умение петь подгитару, и быть душой любого общества, восторги на пляже по поводу твоейспортивной фигуры и так далее и тому подобное - все это не прими занастоящий успех. Все это во-вторых, все это для развлечения, все это, какговорится, гарнир. Ты будешь жестоко страдать, если останешься на уровнеэтих "подвигов". Суть в том, что без глубокого самоуважения к себе как кмастеру своего дела человек крайне неустойчив психически, в высшей степенидушевно раним, а престиж в современной жизни, и особенно жизни в томбудущем, которая предстоит тебе и твоему поколению, в XXI веке, - это будетпрестиж мастерства, престиж высокой профессиональной значимости! Поэтому воимя счастья того взрослого человека, которым ты станешь уже достаточноскоро, ты должен уже сейчас пожертвовать многим второстепенным радиглавного, ради основного, ради накопления таких знаний и умений, которыепозволят тебе стать и уважаемым, и самоуважаемым человеком. Без этого тыготовишь себе почву для неисчислимых душевных страданий. И если говорить доконца, то сокращаешь себе жизнь, ибо человек, неудовлетворенный собой, своимместом, своим положением, тем, что он не состоялся (а ведь мог состояться:сверстники-то вот как рванулись вперед по своей дороге!), - этот человекпопросту съест и себя, и ближних своих, а то и попытается найти утешение вводке, в загулах, в самоутверждении грубостью. Но не помогут ему устоять этикостыли, так как не будет под ним твердой и надежной опоры в его профессии,которой он владел бы так, чтобы о нем говорили: "Это - мастер!". Спорт научил тебя тому, что успех приходит только после многих тоннпролитого пота. Это большой урок! Все твои усилия должны быть направлены насамое главное. Это вовсе не исключает многие другие интересы. Но при всемтом у тебя среди нескольких или среди многих опор должна быть главная,должна быть та, которая и определяет твою крепость, твою устойчивость, твоюуверенность в себе и твое чувство человеческого достоинства. Нет людей (опять-таки я смею говорить лишь о мужчинах), у которых вмолодые годы не было грандиозных планов. Об этом прекрасно написал поэтБорис Слуцкий; У всех мальчишек круглые лица. Они растягиваются с годами. Лунастановится лунной орбитой. У всех мальчишек суровые души. Они размягчаются с годами. Яблокостановится печеным, Или мороженым, или тертым. У всех мальчишек скромные планы. Они сокращаются с годами. У кого -немного. У кого - намного. У самых счастливых - ни на йоту. Я хочу, чтобы твои огромные планы не сократились ни на йоту. А такоеможет совершиться лишь в том случае, если ты станешь профессионалом высокойруки в избранном тобою деле. Мужчина должен уметь работать. Без этого он никто - ни дома, ни напроизводстве. В одном журнале я прочитал, что на стене начальника геологоразведочнойпартии А.В. Прохорова висит такой лозунг: Кто хочет что-нибудь сделать - находит средства. Кто ничего не хочетсделать - находит причину. Ты прекрасно знаешь, что если чего-либо не хочется делать, то находятсятысячи причин, услужливо подворачивающихся тебе в оправдание, как зубнаяболь Тому Сойеру, когда он не хотел идти в школу. Но сегодня не сделал,завтра не сделал, послезавтра опять себя пожалел, и тут уже впорубеспокоиться не об этом частном деле, а о судьбе человека в целом. И снова вернусь к главной мысли этой книжки: Земля мала, возможностейдля исчерпывания ее недр становится все больше, а содержимого этих недр -все меньше. Следовательно, необходимо разрабатывать прежде всего своивнутренние человеческие ресурсы. Здесь пути воистину безграничны. Самыйпростой пример: по данным социологов, окончание рабочим дополнительно лишьодного из классов общеобразовательной школы ускоряет усвоение им новых видовработ на пятьдесят процентов! Производительность труда на заводах у тех, ктопришел на. производство после окончания средней школы, на двадцать пятьпроцентов выше, чем у тех, кто не имеет аттестата зрелости. Работа должна быть интересна для тебя, и работа должна быть для тебятрудной. Если она. нетрудная, она неинтересная: где-то я прочитал сравнениечеловека, забравшегося наверх по горным кручам, с человеком, которыйподнялся на ту же точку посредством канатно-кресельной дороги. Что сказать овтором? Он испытал ощущений и познал гору в десятки раз меньше, чем тот,который избрал путь альпиниста. Несколько раньше я говорил тебе о человеке, которого глубочайшимобразом уважаю, хотя никогда не видел, о докторе-ортопеде, враче-новатореИлизарове. Как-то мне встретилась его статья, которая носит характерныйзаголовок: "Предпочитаю рабочее вдохновение". В ней говорится: "Обязательноеусловие утверждения себя в жизни быть специалистом, знающим и умеющимчеловеком. Ты мастер, и это уже основа для самоуважения, длясамоутверждения, для борьбы за дело, которое дорого тебе и нужно людям.Нужно преодолевать мешающие условия, обстоятельства, неуклонно следовать кнамеченной цели. Все начинается с простой усидчивости. Одни ходят в театр, вкино, на вечеринку, другие корпят над учебниками. Мне больше нравятсяпоследние. Говорят, нечего будет вспомнить. Вот когда станешь отвлекаться насиюминутные. ускользающие радости, тогда действительно нечего будетвспомнить... Каждому человеку необходима пусть малая, но победа в своемделе. Это приносит естественную радость. Ты убеждаешься в небесполезностисвоих усилий, умственных или физических". Ну, хорошо, добился ты знаний, а дальше что? Что дальше? Дальше - новые поиски, новые знания, новое умение. И так без конца,потому что предела нет. А главное - ты имеешь право считать себя мастером,считать себя в жизни победителем, быть равным среди равных, а неприхлебателем среди работников. Ты воспитал в себе характер, сумел добитьсяисполнения существенных целей, ты твердо шел к ним, не изменял своейиндивидуальности. Ты состоялся. Но ведь есть и другие люди, которым это твое умение жизненнонеобходимо. Нам всем необходимо высокопрофессиональное умение людей, которыенас одевают, обувают, лечат и учат, просвещают и кормят. Я собрал большую подборку материалов о том, что дает обществу умениелюдей, которые хорошо владеют своим делом. Но из всех этих материаловприведу сейчас тебе только один, который меня впечатлил особенно. Тыувидишь, что за умением, за профессионализмом стоит самое дорогое, чтотолько может быть, - стоит способность сохранить жизнь людям. Вот цифры из дневника Константина Симонова, посвященные действиямгеройской 107-й дивизии: "В боях под Ельней (1941 г.) дивизия уничтожила 28танков, 65 орудий и минометов и около 750 солдат и офицеров противника, самапотеряла 4200 убитыми и ранеными. Победа, как видим, досталась немалойкровью. И вот еще данные о той же 107-й дивизии, сражавшейся в Кенигсберге(1945 г.). Заняв 55 кварталов города, дивизия захватывает в плен 15 100немецких солдат и офицеров, сама потеряв во время штурма всего 186 человек.За этими разительными цифрами как раз и стоит факт: воевать научились". Что тут говорить, прошу тебя: еще раз-другой посмотри эти цифры ивзвесь, что за ними стоит. И представь себе, что в каждом из этих погибшихсоветских солдат мог быть, например, твой дед Андрей. А скольких людей - икаждый из них, как Вселенная, - сохранили для них самих и для их детей, идля их внуков и правнуков, для всего нашего народа, для человечествапрофессионалы военачальники!.. А ты говоришь "умение"! Вот так, сынок: стремись к максимальной реализации своих возможностей,и ты счастлив будешь, и люди будут тебе благодарны - во веки веков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: