Вровень с трудом, вровень с любовью

Мне хочется, сын, рассказать тебе в этой книге еще о других важныхвещах, думаю, особое место должны будут занять в ней беседы о труде, олюбви, об отношениях мужчины и женщины и о многих других категориях жизни,без которых, собственно говоря, и жизнь не в жизнь. И при всем при том яснова и снова хочу остановиться на занятиях спортом, на культуре тела, ибовижу отчетливо: вместе со стремительным развитием цивилизации, опережая этостремительное развитие, должны расти наши успехи в области основ жизни -движения. Может быть, я несколько забегаю вперед, но именно вперед, а не всторону, когда утверждаю важность физической культуры наравне с культуройтруда, с культурой чувства. Еще раз повторю: долой то вопиющее бескультурье, то общечеловеческоебедствие, которое порождает преждевременный ход в мир иной людей именнотогда, когда они еще только приближаются к зениту своих профессиональных,интеллектуальных, духовных возможностей! Это проблема общемировая. Судя повсему, медицина достигла многого в области продления человеческой жизни. Онанаучилась сохранять. нашу жизнь до какого-то срока. Но ведь этот срок -всего лишь часть того, что мы могли бы прожить согласно программе,заложенной в нас природой. Нет и не может быть иного противовеса нервнымпотрясениям, которые несет с собою цивилизация, нет и не может быть иногопротивовеса современной комфортной, физически неутомительной физическойжизни, чем подлинная Физическая Культура! Вот почему снова и снова я будуговорить о том ответственном и уважительном уровне, на котором говорят отруде, о свободе, о любви, - буду говорить о необходимости повышениявсеобщей физической культуры. За последние годы появилось немало работ, трактующих спорт с позицийпотребностей людей XXI века. В этих работах прямо указывается: в связи срезко возрастающей долей интеллектуального труда и с понижениемдвигательного режима человека надо в глобальных масштабах ставить вопрос отом, что напряженно работающий мозг требует особенно большого притокаобогащенной кислородом крови. Ясную голову, пронзительный разум способнообеспечить только мощное, как мотор, сердце и подобные кузнечным мехамповышенной емкости легкие. Знаменитая спортсменка, двукратная олимпийская чемпионка мира,шестикратная чемпионка Европы, семнадцатикратная чемпионка СССР по гребле набайдарках Антонина Серегина, заслуженный мастер спорта и заслуженный тренерСССР, пишет в замечательной статье "Высоколобым XXI века": "Сегодняшние"бесполезные для нас" рекорды нужны высоколобым XXI века. Тем, кому, можетбыть, суждено получить ответы на самые главные, всегда волновавшиечеловечество вопросы. Кому природа откроет свои самые сокровенные тайны:обмена веществ, избавления от болезней, нравственного совершенства,покорения пространства и времени, бессмертия... Для того, чтобы они завтрамогли, не опасаясь срывов, приводить в движение свой огромный прекрасныймозг, мы сегодня развиваем и совершенствуем высшие спортивные достижения...Настанет же наконец время, когда человек, перестав бездумно и беспечноэксплуатировать данный ему природой организм, задумается над тем, чтосостояние.здоровья определяется резервами, которые можно черпать только изфизической культуры и спорта. И когда станет ясно, что эталон организмачеловека будущего уже создается. Это организм спортсмена, противостоящийколоссальным перегрузкам, переносящий громадное напряжение, пластичный иприспосабливающийся к любым изменяющимся условиям. Медали, очки, секунды - лишь промежуточные финиши на пути к прекраснойцели: созданию человека будущего..." "Человек будущего"... А ведь он формируется сейчас! Помнишь, каким помятым, изломанным являлся ты с борцовских тренировок,когда приходилось одновременно накладывать до шести повязок на растянутыесвязки и разбитые надкостницы? А сейчас я радуюсь даже не столько твоимграмотам, призовым и чемпионским местам, сколько тому, что ты с раннегодетства познал: какое наслаждение - владеть своим телом, своей волей, своимхарактером! Ведь нет более трудного соперника у человека, чем он сам. Аточнее, чем его лень. И еще я радуюсь тому, что ты понял - без труда неможет быть никаких достижений. Еще я радуюсь тому, что в общении с другимиборцами ты научился понимать людей, потому что люди проявляются раньше всегоименно тогда, когда они должны, что называется, выложиться. И тут мы возвращаемся на круги своя, возвращаемся к заглавной теме: ктокороль на шахматной доске жизни. Люди стоят у порога исторической эры, эры развития человеческихвозможностей, где в перспективе никакого очевидного предела нет. И если мы стобой с этой точки зрения приглядимся к спорту, то увидим, что он также инравственно готовит нас к вступлению в новую эпоху - эпоху социальнойсправедливости, эпоху разума, эпоху подлинно человеческих отношений. Подлинно человеческих отношений... Возьми, например, команду парашютистов: если кто-то идет к открытойдвери для пружка, то следующий практически инстинктивно осматривает егоранец за спиной: все ли в порядке. Здесь доверие друг к другу - безгранично,цена его - жизнь. Перед посадкой парашютисты помогают друг другу складыватьпарашюты, в воздухе готовы товарища страховать, даже рискуя разбитьсясамому. А на земле с предельной откровенностью говорит каждый каждому, чтодумает о его умении, его подготовке, его характере. Сейчас я акцентирую внимание не на мужестве, которое требуется длятого, чтобы шагнуть из люка в бездну, не на тех редкостных по силе и красотепереживаниях, которые открываются человеку, находящемуся в свободном паденииили в свободном полете, нет - это особая тема. Я говорю сейчас о том, что спорт способен рождать в душах людей такиекачества, которые обычно возникают лишь в боевой обстановке, в условияхвойны. Но храни нас судьба от тех условий, давай воспитывать в себечеловека, утверждая лучшие стороны мирной человеческой жизни. Возможности спорта безграничны. Мы говорили о парашютистах, плывущих вбеспредельной высоте, но разве не так же обстоит дело и со спелеологами,исследователями пещер, которые уходят в непроглядный мрак под землей? Так жекак парашютизм, спелеология воспитывает смелость, ловкость, силу,находчивость реакции, и еще она воспитывает коллективизм, высокую надежностькаждого человека, потому что под землей, где человека буквально на каждомметре может подстерегать безграничная пропасть, обрыв, обвал, особеннонеобходимо чувство доверия, чувство общности друг с другом. Конечно, янеобыкновенные красоты открываются перед покорителями земных глубин. Я заметил, не знаю, закономерность это или случайность, что самоеудивительное открывается тогда, когда ты идешь к цели наиболее труднымпутем. Помнишь наш снежный переход в альпинистском лагере Узункол через триперевала, когда перед нами неожиданно открылась долина, и назвать ее мы немогли никаким другим словом, кроме как "райская"... В окаймлении суровых величественно-громадных снежных вершин подтемно-синим небом лежала земля, по которой, как казалось, никогда еще никтоне ходил: так девственно роскошны были цветы и травы, покрывавшие ее, такупоителен был воздух - одновременно и холодный, и солнечный, так невозмутимыбыли громадные черные вороны, парившие над нашей головой. А когда мы разбилибивак и пошли в сторону глухого грохота, перед нами открылось неповторимоезрелище водопада, низвергающегося куда-то в неизмеримые бездны земли, вниз,в долину; Ну, ладно, те - над землей, те - под землей, те - между небом и землей.А как же на земле? Возьмем тот же хоккей - с его умением в доли секундыпринимать необходимое решение, с полуслова, с полунамека, с полувзглядапонимать партнера, с его готовностью биться бесстрашно, до конца! Нет такоговида спорта, который не учил бы человека выдержке, силе воли, умениюмобилизоваться в самых сложных моментах. Спорт - это самоутверждениечеловека. Спорт - это средство реализовать свои возможности, а разве не к этомуименно стремится человек, желая быть счастливым? Может быть, поэтому все больше и больше сложных маршрутов пролегает вмире, может быть, поэтому люди идут на лыжах через льды на Северный полюс,может быть, поэтому они пересекают на утлых суденышках океаны, может быть,поэтому пересекают на мотороллерах Сахару, и, может быть, поэтому из года вгод в геометрической прогрессии растет число заявок на восхождение высшейкатегории сложности? И что интересно: самоутверждаясь, совершая эти героические подвиги,путники думают обо всем человечестве! Когда француз Ален Бомбар на маленькойнадувной лодке "Еретик" вышел в открытый океан, он стремился Доказать, чточеловек способен жить в любых условиях, если только он не испугается океана.И он доказал своими экспериментами, что подлинные возможности человека внеобычайных условиях огромны, он дал практические рекомендации тем, ктоокажется в аварийной ситуации. Самоутверждаясь, спортсмены утверждают безграничные возможностичеловеческого рода в целом, они идут впереди других, показывая людям дорогув будущее. Валерий Борзов говорил: "Да, человечеству нужны рекорды, нужнылидеры во всем: в спорте, искусстве, в труде. Лидер показывает, какимибезграничными возможностями наделен человек... И устанавливая мировой рекордили становясь олимпийским чемпионом, мы словно говорим соотечественникам:смотрите, люди, чего я достиг. Это можете сделать вы". Валерий Борзов имел право так говорить! Я имею в виду даже не егоолимпийские медали. Я имею в виду его мужество. Во время Олимпиады в Мехикокто-то позвонил в штаб Советской олимпийской делегации и предупредил, что вовремя соревнований спринтеров на трибуне будет сидеть снайпер с винтовкой,его мишенью будет Борзов в том случае, если он будет гнаться за медалью... ИБорзов побежал и принес медаль Советской делегации! Эта тема огромна и многогранна. Здесь есть воистину удивительныеаспекты, например статистика, согласно которой, молодые люди, страдавшие вдетстве каким-либо тяжелым недугом, относительно чаще добивались успеха вбольшом спорте, чем их вполне благополучные сверстники. Причина, видимо, в целеустремленности и в высоких волевых качествах техребят, которые были закалены борьбой с болезнью. Есть и другие повороты,например: исцеление людей - нравственное и физическое - посредством занятийспортом. Одним словом, спорт неисчерпаем, как сама жизнь, и именно поэтомуон вбирает в себя еще одну тему: спорт дарит людям красоту. Я не знаю в миреничего более прекрасного, чем совершенное человеческое тело! С чем можносравнить пластичное женское тело или могучее, как изваяние гениальногоскульптора, тело мужчины? С симфонией, с поэмой, со скульптурой, как я этосделал? Может быть, но ведь искусство, что ни говори, вторично. А спорт, адвижение дарят человечеству первичную красоту...

"Я НЕ ПОБЕСПОКОИЛ ВАС, ЮРИИ АНДРЕЕВИЧ?", ИЛИ ЧТО МОЖНО КУПИТЬ ЗА СОРОК

ПЯТЬ РУБЛЕЙ Мы с тобой говорили о спорте, и эта тема, подобно бурной реке, вынесланас к великому океану, к проблеме полноты человеческого бытия....Хотя бы две-три недели в году обязательно надо проводить вдали отместа постоянной работы. И я отправился в клуб под гордым названием "Алыйпарус", в клуб любителей водного туризма. Мы, группа в девять человек, напяти утлых байдарках (десятый, а вернее, десятая, не явилась вовремя подостаточно уважительной причине: играла собственную свадьбу), отправились набурную карельскую речку Шуя. Три недели мы жили так, как жили люди далекого прошлого: полагаясьтолько на собственные силы, ночуя под открытым небом - то залитым светомяростно пылающих звезд, то затянутым непроглядным дождем, питаясь откостра... Три недели мы жили так, как будут жить люди в далеком будущем: красотачеловеческого общения, красота первозданной природы, красота духовного ифизического совершенствования доминировали над материальными заботаминесоизмеримо... Я шел на байдарке один и однажды оторвался далеко вперед, ушел от своихтоварищей через многокилометровое озеро напрямик, чтобы успеть найти напротивоположном, уже темнеющем берегу вход в ту протоку, по которой намнадлежало идти дальше. Четыре маленькие точечки-байдарочки остались далекопозади, я их уже почти не видел, когда подошел к крутому каменистому берегу,и вдруг откуда-то с небес, подобно грому хорошо настроенного органа,обрушился на меня голос прямо-таки космической мощи. Я растерянно оглянулся:нигде никого... А между тем голос нашего командора Толи Ястребова,тысячекратно усиленный вечереющим озером, патетически декламировалзнаменитую песню о Стеньке Разине и княжне, которую он бросил в Волгу... Такразве можно когда-нибудь забыть этот поразительный акустический эффект, эточудесное в полном смысле слова явление природы?! Можно ли забыть эти дикиеглухие многовековые леса, эти грохочущие реки, эти стремительные водопады,приближаясь к которым уже за полкилометра не слышишь своего голоса, потомучто в воздухе стоит грохот как от идущего тяжелогрузного состава?! Можно лизабыть этот шторм под порывами дождя на середине открытого озеранепроглядной ночью? Эти волшебные дни, счет которым мы в тайге потеряли?(Когда спустя две недели вышли к какому-то селу, то оказалось, недосчитались одного дня на календаре.) Можно ли забыть эти острые, острейшиесекунды, когда ты на своей залатанной брезентовой байдарке валишься впенящуюся пропасть, в свирепо-ожесточенный рев и грохот, когда только оттебя самого и только от твоего умения быть собранным, от умения точно ихладнокровно реагировать в десятые и сотые доли секунды зависит не что иное,как твоя собственная жизнь? А эти песни, эти разговоры, эти открытия человеческих характеров, этирыбалки и эти дневальства - разве это не вошло в самые глубины памяти, неосело в них, не определило в нас то самое, чем мы и являемся?! И за эти три недели бытия каждый из нас, как подытожил в конце путикомандор, уплатил, считая членские взносы в клуб, за железную дорогу и запродукты по сорок пять рублей. Конечно, на сорок пять рублей можно купить немало: можно купить,например, флакон французских духов, можно купить пиджак. Да мало ли чтоможно купить на сорок пять рублей! Но, боже мой, какая несоизмеримо малаякроха все эти флаконы и пиджаки по сравнению с тем безмерным богатствомобщения, мощи природы и человеческих страстей, которое получили мы во времясвоего пути! За какие деньги можно купить эту остроту ощущений, эту полнотучеловеческого бытия, эту радость от сознания силы духа и тела? За какиеденьги можно купить подобное слияние с природой, подобное бескомпромиссноепротивоборство с могучим и беспощадным противником? За какие деньги можнокупить эту радость товарищества и утонченность высокого, подлиннотоварищеского духа? Вот только небольшой эпизод, и он объяснит тебе лучше подробныхописаний, какая атмосфера царила у нас. В одном месте берега сошлисьособенно узко, и река неслась в каменистом русле с бешеной силой, совершеннонеобузданной. Особенно яростной стремнина была там, где клубился-бурлилбольшой порог между двумя камнями. И получилось так, что, когда пятьбайдарок в кильватерной колонне, одна за другой, неслись к этому порогу,первая лодка успела проскочить через порог, а вторая, неожиданноразвернувшись, встала поперек течения и носом и кормой зацепилась за этикамни. Третья лодка, уже не в силах задержаться, с разгону прошла сквозьнее, как горячий нож сквозь масло. И несчастная вторая байдарка развалиласьпополам... На корме и на носу остались сидеть на камнях, разделенныепотоком, матросочка Танечка и капитан Игорь. Силой бурлящей воды лодку мгновенно распластало по камням. Снять ее скамней было почти невозможно. Именно в это время по всем законам плохойдраматургии сверху хлынул дождь. Мне удалось остановить и развернуть своюбайдарку, укрепить ее на берегу, и я прыгнул в воду, чтобы добраться дораспластанной байдарки, помочь стащить ее с камней. Поток тотчас понес меня,как щепку. Ребята, которые были на берегу, мгновенно бросили мне веревку, яуцепился за нее и по дну, под водой добрался до нашей несчастной лодки.Вчетвером мы пытались стащить ее с камней из-под многотонных потоков воды. Вэто время Игорек, спрыгнув ко мне под дождем со своего камня в бурлящуюводу, вежливо спросил: "Я не обрызгал вас, Юрий Андреевич?" Представь себе эту ситуацию, по-настоящему аварийную, эту грохочущуюреку, злобно ревущий рядом порог, отвратительный дождь сверху, и ты оценишьего великолепное чувство юмора, ощутишь по-настоящему интеллигентный дух,который господствовал в этом походе. Наконец совместными усилиями мы стянулиразорванную лодку с камней, вытащили ее на берег, брезент зашили, помятыеалюминиевые шпангоуты заменили упругими свежесрубленными ветвями. Намудалось развести костер под большим камнем на берегу, мы высушили все вещи,Приготовили пищу и на следующий день отправились вперед по реке - к новымводопадам и к новым приключениям... И прошла осень, и прошла зима, и вновь наступила весна, когда нужнобыло готовиться к новому походу - потруднее, подальше. И был новый маршрутпо новым местам, с новыми ситуациями почище прежних, но все с тем жекрепнущим ощущением: какая же это радость - полнота человеческого бытия, икак бедны те люди, которые способны променять ее на барахло, хотя бы идорогостоящее!.. Глава IV. ПОЛНОТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ ЧЕТЫРНАДЦАТЬ МИЛЛИАРДОВ РАБОТНИКОВ - И НИ ОДНОГО СРЕДИ НИХ БЕЗДЕЛЬНИКА! Представь себе некое грандиозное предприятие, точнее, его штаб -управление, ведающее огромным космических, вселенских размеровпроизводством. Строгое, сугубо рационально составленное штатное расписаниеэтой конторы насчитывает около четырнадцати миллиардов единиц, и каждыйработник ведает своим, строго определенным участком деятельности, каждыйнесет, выражаясь современным языком, свой чемодан. Я повторяю, что это отнюдь не раздутый штат, просто Производство,которым руководит это управление, достигает невероятных размеров. А орациональном построении конторы свидетельствует хотя бы такой выразительныйфакт: нормальное функционирование всей системы, например, водоснабжения,обеспечивают всего лишь около двадцати работников и справляютсябезукоризненно. Система сложна безмерно: нет таких функций, которые она строго некоординировала бы и не регулировала бы, она учитывает своеобразие интересовне только всех Других систем, подведомственных ей, но и всех элементовкаждой системы и при этом, повторяю, находит оптимальное решение для общегосоотношения всех этих интересов и всех совершающихся процессов. И производство это благоденствует, благодаря своему штабу. А штабиспытывает бодрость, приподнятость, радостное состояние, благодаря активнойдеятельности всех подразделений, доверенных его руководству. Утопическая картина бесконечно далекого будущего? Да нет, реальнаямодель всего-навсего лишь человеческого организма и человеческого мозга сего миллиардами нервных клеток, на которые замыкается руководство всеминашими органами и функциями. А те двадцать работников водоснабжения, окоторых я упоминал для примера, - это всего-навсего двадцать нервных клеток,ведающих в мозгу чувством жажды и поднимающих тревогу по всей системе, еслиорганизму не хватает воды. И вот представь себе следующую картину, опять-таки не из областиутопии: одна система за другой прекращают подачу сигналов в штаб, никакиепопытки наладить связь. не удаются. Каково состояние работников, ведающихтем или иным отделом? Деваться им из конторы некуда, начинается либо апатия,либо деградация и разложение, а связь между тем продолжает отключаться,гаснет один отдел за другим, и функции всего штаба сводятся лишь кобеспечению элементарных или случайных потребностей системы. Каково, как ты думаешь, самочувствие работников штаба? А что делается в самой системе?.. Перейдем же от модели к реальному человеку. Представим себе, что речьидет не о том несчастье, когда его системы в результате какой-нибудь аварииодна за другой - отключились, а о том несчастье, когда многие из них, можетбыть, даже большинство - никогда и не включались! О каком человеческомсчастье в подобном случае можно говорить? Четырнадцать миллиардов клеток,ведающих всеми нашими интересами, и большая, абсолютно подавляющая их частьлежит во мраке - что может быть трагичнее этой картины? Но самая большая беда, самое большое горе заключается в том, что люди стакими отключенными, лишь в сотую часть накала мерцающими человеческимифункциями сплошь да рядом не знают об этой своей беде! Несчастен человек,потерявший зрение, - он переживает оттого, что знает, чего лишился.Несчастен человек, утративший способность двигаться, потому что он знает,чего лишился. Но что может чувствовать тот, кто никогда по-настоящему нелюбил, не ненавидел, не радовался тому, что ему удалось что-то прекрасносделать, хоть чуть-чуть продвинуть вперед решение какой-нибудь задачи?.. И если мы с тобой гуманисты, если думаем не только о себе, то нашлозунг: "Четырнадцать миллиардов работников - и ни одного среди нихбездельника!" - мы должны, мы обязаны сделать достоянием всех, кто неосознает, не понимает или не хочет понять: что счастье - в полнотечеловеческого бытия! Сколь удивительно многообразна действительность и как безмерна шкалапроявлений человеческой сущности! Надо только уметь это видеть, ощущать,воспринимать во всей красоте, которая открыта в каждом из явлений. Мневспоминается поездка в Армению, в Бюракан, в обсерваторию ко всемирноизвестному академику Амбарцумяну, с которым у нас по поручению "Литературнойгазеты" Должна была состояться беседа. Бюракан - это небольшое село,расположенное у подножия горы, и шофер, который вез нас с писателем ГурамомПанджикидзе и корреспондентом Генрихом Митиным, предложил нам сначалазаехать к своей старой бабушке, крестьянке, которая жила в этой деревне уподножия знаменитой обсерватории. Мы заехали к ней. Это был простой,побеленный известкой летний домик с земляным полом. Старая крестьянка усадила нас за стол на деревянные лавки. На столепоявилось кислое молоко, плоские лепешки - лаваш, пучки зеленого лука. Всебыло удивительно вкусно, все было подано от чистого сердца. Мы получилиистинное наслаждение от общения с Матерью, с этой вырастившей несколькопоколений старой женщиной: она говорила немного, но каждое ее слово несло всебе высокую мудрость доброты и доброту той мудрости, которая знает о жизнилюдей все, что только можно о ней знать. И потом, к назначенному часу, покрутым каменистым дорожкам мы поднялись в обсерваторию, где стоят, караулябезмерные пространства Вселенной, молчаливые башни с затаившимися внутри нихтелескопами. Строгая тишина стоит на территории обсерватории. О беседе сВиктором Амазасповичем Амбарцумяном я говорить не буду, она былаопубликована в "Литературной газете". Добавлю сейчас лишь то, чего, конечноже, не сказал нам сам президент Всемирной ассоциации астрофизиков, но что мыузнали от его сотрудников. Амбарцумян, как ты знаешь, вместе со своимиучениками стремится проникнуть все глубже и глубже в тайны мироздания. Емупринадлежат гипотезы, приоткрывающие завесу над тем, что человечеству ещепредстоит узнать. В этой обсерватории открывают новые, неизвестные преждегалактики. И вот любопытно, что одну из этих галактик открыла ученицаакадемика Амбарцумяна, открыла именно там, где он и предсказывалтеоретически возможность существования этой галактики. Но Виктор Амазасповичкатегорически отказался от соавторства в этом открытии и настоял на том,чтобы галактика получила имя ученого, открывшего это скопление звезд:галактика Р. Шахбазян. Так, снова на этом же крошечном, незаметном на карте географическомпункте, именуемом Бюракан, мы столкнулись со скромностью, с величием духа, смечтательностью и необыкновенной мудростью. Первый раз мы радовались общениюс необразованной крестьянкой, теперь мы испытываем счастье от беседы с однимиз самых образованных людей планеты. Каждый из этих людей жил и живетудивительно человеческой жизнью. Но оглянись: разве не ту же полноту человеческого бытия можешь обрестии ты, общаясь к людьми, которые окружают тебя? С целым сонмом людей, средикоторых мы живем. Надо только понимать, что это общение - счастье, надотолько, чтобы и все другие люди понимали, что каждый человек - этоВселенная, которая или уже состоялась или еще может состояться. Я попрошу тебя внимательно вдуматься в замечательные слова юногоМаркса, которые я сейчас приведу, и даже попрошу перечитать их, может быть,не раз. Этот гениальный юноша предсказывал: "Мы видим, как на местополитико-экономического богатства и политико-экономической нищеты становитсябогатый человек и богатая человеческая потребность. Богатый человек - это вто же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявленийжизни, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняянеобходимость, как нужда". Обрати особое внимание на то, что богатый человек- это человек, который способен ощутить потребность во всей полнотечеловеческого бытия, это человек, который стремится осуществить себя,проявить и выявить все свои внутренние возможности. Иными словами -четырнадцать миллиардов работников - и ми одного бездельника среди них, вотэто и есть норма, к которой надо стремиться! Всесторонней разработке того,как сделать реальностью эту извечную мечту всех лучших умов человечества,Маркс и Энгельс отдали всю свою жизнь. В качестве программного положения, в качестве цели коммунистическогостроительства, великий продолжатель их учения, их дела, В. И. Ленин выдвинулзадачу "полного благосостояния и свободного всестороннего развития всехчленов общества"; Духовное и физическое богатство человека, таким образом, не прекраснаяутопия, а реальная задача государства. И очень досадно, что еще встречаютсяу нас деятели, которые полагают, будто подобное высокое человеческоеразвитие никакого отношения к подведомственной им работе не имеет. В людях, особенно в молодых, чрезвычайно высок накал подлинночеловеческих интересов. Об этом свидетельствует статистика. Так, например,был проведен опрос о мотивах приезда на ударные стройки Усть-Илимска изападного участка Байкало-Амурской магистрали. Среди опрошенных были,естественно, не только те, которые приехали по комсомольским путевкам, но ите, кто прибыл самостоятельно, в том числе по оргнабору. Вот цифры: 61,5% опрошенных главным мотивом назвали желание участвовать в новойважной стройке; 39,6% объяснили свой приезд желанием познакомиться с неизвестнымиместами; 7,1% - стремлением получить интересную профессию высокой квалификации; 24% всех опрошенных либо наряду с другими мотивами, либо в качествеединственного назвали материальную заинтересованность (не смущайся того, чтовышло более 100%: некоторые назвали несколько мотивов). Короче говоря, речь идет о массовом подвижничестве, о желании быть там,где жизнь определяется прежде всего высоким общим интересом. И вот когда неучитывается подобная тяга, общество несет не только громадные, трудноисчислимые нравственные потери, но и прямые материальные убытки. АлександрЧерешнев, отец мальчика, которого жестоко и бессмысленно убили в таежномпоселке двое подростков, убили от духовной пустоты, от полного отсутствиянавыков человеческой культурной жизни, писал, собравшись с духом, оглубинных истоках этого преступления: "Нет ли в удобных и привычныхразговорах "о плане" лишь попытки отмахнуться и заслониться от вещей, откоторых никак нельзя заслоняться и отмахиваться? Сама жизнь не прощаетнарушения гармонии между материальным и духовным. За пренебрежение к"философии", пренебрежение к нашему советскому закону, к нашей морали онамстит жестоко и беспощадно. Мстит пьянством и цинизмом взрослых,хулиганством подростков, непослушанием детей. Мстит немотивированнымиубийствами, избиениями случайных прохожих, боем стекол в клубах и вквартирах. Мстит в конечном счете развалом трудовой дисциплины,производственным травматизмом, провалом в добыче и вывозке тех самыхкубометров леса, ради которых и приносится в жертву "философия". Местью заэто была и смерть моего сына Андрея". Да, духовное находит выражение в материальном, и бездуховность - этоубытки со всех точек зрения. В публицистической книжке Леонида Жуховицкого"Костер по четвергам" автор приводит привычную формулу: материальный стимулплюс моральный стимул равен устойчивости кадров. И доказывает, что сегодняэта формула не срабатывает из-за своей недостаточности. Появился третийстимул, весьма существенный: духовный. Люди хотят, чтобы им в городе былоинтересно. Любимый город - это место, где тебе есть до всего дело и где тебеинтересно жить. Это место, где уровень общения по-настоящему высок, где душачеловеческая получает высокую "норму" культурных ценностей. Во что обходится недооценка этого духовного стимула, Леонид Жуховицкийпоказывает на примере некоей громадной стройки, можно сказать - стройкивека: за три года состав рабочей силы на ней обновился на 100%. Есливыразить эту текучесть рабочей силы в деньгах, она составит миллиардырублей... Вот тебе и цена "философии"! Поэтому, мой сын, на тот случай, если когда-либо, в отдаленнойперспективе (а вдруг у тебя откроется такой талант?), тебе доведется статьруководителем, человеком, от которого зависят судьбы хоть нескольких людей,не забывай о том, что, казалось бы, невесомые гуманистические категории -ощущение людьми неполноты своего духовного бытия могут обернуться в нашевремя, помимо прочего, весьма весомыми, реальными материальными потерями,могут обернуться замедлением нашего общего движения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: