Непреднамеренное, или непроизвольное, воспроизведение – происходит неожиданно, без специальной задачи под влиянием представлений, мыслей, чувств, вызванных либо восприятием чего-либо, либо деятельностью, выполняемой в данный момент.
Преднамеренное (произвольное) – вызывается задачей воспроизведения чего-либо.
2. Припоминание – преднамеренное и активное воспроизведение, достижение поставленной цели – вспомнить что-либо – осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу. Например, для того чтобы вспомнить какое-либо событие, мы стараемся вспомнить все факты, которые в той или иной мере связаны с ним. Мы сознательно намечаем, что может помочь нам вспомнить, или думаем, в каком отношении к нему находится то, что мы ищем, или оцениваем все, что вспоминаем, или судим о том, почему оно не подходит, и т. д. Следовательно, процессы припоминания тесно связаны с процессами мышления.
3. Узнавание – процесс опознания объекта как уже известного по прошлому опыту.
|
|
Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. В других случаях узнавание, наоборот, отличается полной определенностью: мы сразу узнаем человека как определенное лицо. Поэтому данные случаи характеризуются полным узнаванием. Как правило, мы бываем в состоянии узнать при невозможности воспроизвести. Таким образом, узнавание осуществляется легче, чем воспроизведение.
IV. Забывание – процесс постепенного уменьшения возможности воспроизведения того, что было ранее запомнено вплоть доневозможности восстановить ранее воспринятую информацию.
Забывание проявляется в двух основных формах:
а) невозможность припомнить или узнать;
б) неверное припоминание или узнавание.
Закон забывания (Г. Эббингауз): забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.
Таким образом, для предотвращения забывания необходимо своевременно организовывать его повторение – через час, через день, периодически.
Темп забывания зависит:
q От степени значимости материала и включенности его в деятельность человека. Забывание происходит быстрее, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями.
|
|
q От содержания материала и степени его осознанности. Забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком.
q От объема материала и степени трудности его усвоения: чем больше объем материала или чем он труднее для восприятия, тем быстрее происходит забывание.
q Отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным торможением. Ретроактивное торможение выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва или последующая деятельность сходна с предыдущей, а также если последующая деятельность труднее предшествующей деятельности.
q От возраста – с возрастом запоминать становится труднее, а забывание ускоряется.
q От болезней нервной системы, травм и т.д.
q От степени умственного и физического утомления.
q От действия посторонних раздражителей.