Воспроизведение произвольное и непроизвольное

Непреднамеренное, или непро­извольное, воспроизведение – происходит неожиданно, без специальной задачи под влиянием представлений, мыслей, чувств, вызванных либо восприятием чего-либо, либо деятельностью, выполняемой в данный момент.

Преднамеренное (произвольное) – вызывается задачей воспроизведения чего-либо.

2. Припоминание – преднамеренное и активное воспроизведение, достижение поставленной цели – вспомнить что-либо – осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу. Например, для того чтобы вспомнить ка­кое-либо событие, мы стараемся вспомнить все факты, которые в той или иной мере связаны с ним. Мы сознательно намечаем, что может помочь нам вспомнить, или думаем, в каком отношении к нему находится то, что мы ищем, или оцениваем все, что вспоминаем, или судим о том, почему оно не подходит, и т. д. Следовательно, процессы припоминания тесно связаны с процессами мыш­ления.

3. Узнавание – процесс опознания объекта как уже известного по прошлому опыту.

Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испы­тываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из про­шлого опыта не можем. В других случаях узнавание, наоборот, отличается полной определен­ностью: мы сразу узнаем человека как определенное лицо. Поэтому данные слу­чаи характеризуются полным узнаванием. Как правило, мы бываем в состоянии узнать при невозможности воспроизвести. Таким образом, узнавание осуществляется легче, чем воспроизведение.

IV. Забывание – процесс постепенного уменьшения возможности воспроизведения того, что было ранее запомнено вплоть доневозможности восстановить ранее воспринятую информацию.

Забывание проявляется в двух основных формах:

а) невозможность припом­нить или узнать;

б) неверное припоминание или узнавание.

Закон забывания (Г. Эббингауз): забывание протекает во времени нерав­номерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприя­тия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20% от об­щего числа первоначально выученных слогов.

Таким образом, для предотвращения забывания необходимо своевременно организовывать его повторение – через час, через день, периодически.

 
 


Темп забывания зависит:

q От степени значимости материала и включенности его в деятельность человека. Забывание происходит быстрее, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребно­стями.

q От содержания материала и степени его осознанности. Забывание протекает быстрее, если материал недостаточ­но понят человеком.

q От объема материала и степени трудности его усвоения: чем больше объем материала или чем он труднее для восприятия, тем быстрее происходит забывание.

q Отрицательное влияние деятельности, следующей за заучива­нием. Это явление называют ретроактивным торможением. Ретроактивное торможение выражено заметнее, если деятель­ность следует без перерыва или последующая деятельность сходна с предыдущей, а также если последующая деятельность труднее предшествующей деятельности.

q От возраста – с возрастом запоминать становится труднее, а забывание ускоряется.

q От болезней нервной системы, травм и т.д.

q От степени умственного и физического утомления.

q От действия посторонних раздражителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: