Методика развития устной речи на уроках литературного чтения: организация обучения словарной работе, пересказам

Развитие речи - это вся работа проводимая учителем специально в связи с изучением школьного курса для того чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умели выражать свои мысли в устной и письменной форме. Речь - это деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания окружающего мира. Речевая деятельность направлена на восприятие и создание высказываний в различных ситуациях общения между людьми. Речь бывает внешняя и внутренняя. Внутренняя речь - это речь мысленная, произведенная без отчетливых внешних проявлений. Она отрывочна, лтшена отчетливой формулировки.

Если внутренняя речь -это речь для себя, то внешняя речь для других. Внешняя речь может быть устной и письменной, диалогической и монологической. Внешняя речь подразделяется на четыре вида: - говорение, - слушание, - письмо, - чтение. Первые 2 вида объединяются под названием устной речи, вторая пара – письменная.

У детей словарь (активный и пассивный). Выделяют 4 основных направления словарной работы в школе: 1. Обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые школьники ранее не знали вовсе, новых значений известных слов. 2.Уточнение словаря, т.е. углубление пониманий уже имеющихся слов, выяснение их оттенков, подбор синонимов, антонимов, анализ многозначности иносказательных значений. 3. Активация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный. 4.Устранение нелитературных слов, диалектных, просторечных, жаргонных, которые сформировались под влиянием речевой среды. Исправление орфоэпических ошибок.

Ежедневно ребенок усваивает 3-4 новых слова или новых значения уже известных ему слов. На ypoках обучения грамоте используются следующие приемы объяснение значений новых слов: 1. Показ самого предмета или иллюстрации. Четкая яркая предметная картинка - прекрасный наглядный способ объяснения. 2. Подбор синонима: врозь – отдельно. 3.Анализ морфемной структуры слова: лексическое значение слова складывается из значения составляющих его морфем подосиновик - гриб, который растет под осиной. 4.Опора на контекст.

Уточнение словаря предполагает работу по анализу многозначности слова, прямого и переносного значения, работу с синонимами и антонимами

В плане активации словаря полезно предложить задание на составление словосочетаний имен существительных с именами прилагательными, в также предложений или небольших текстов (используя иллюстративный материал учебника).

Большое значение для развития речи имеет семантическая работа, наблюдение над значением слова, внимательное отношение к слову и активное включение его в устную речь ребенка.

Понятие языкового образования и речевого развития младших школьников. Формирование универсальных учебных действий в курсе русского языка. Учебник «Русский язык» как основное средство обучения (на примере любого УМК).

Языковое образование - процесс и результат познавательной деятельности, направ­ленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и станов­ление ученика как личности.

Цели в обучении РЯ:

1) Познавательная – формирование представлений о языке и системе языка.

2) Социокультурная – устная и письменная речь, диалог и монолог, грамотное письмо как показатель общей культуры.

3) Личностно-деятельностная – развитие УУД и личностных качеств.

Содержание начального языкового образования учащихся:

Языковое образование реализуется на основе следующих принципов:

1) Пр. практической (речевой) направленности – это установка всей учебно-воспитательной работы на формирование детей готовности (могу) и способности (умею) к полноценному речевому общению в устной и письменной форме.

2) Пр. частотно-речевой в отборе учебного материала. В программу и учебники включаются те знания по языку, которые часто используются в речевом общении.

3) Пр. взаимосвязанного изучения всех сторон языка: программа строится концентрически, т.к. в каждом классе одновременно изучаются все подсистемы языка. Разделы: звуки и буквы, части речи, состав слова, предложение, связная речь.

4) Пр. развития всех сторон личности ребенка ресурсами данного учебного предмета.

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий через предметное содержание. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Коммуникативные УУД: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Любой учебник — это сценарий будущего процесса обучения. С учетом этого, учебник «РЯ» включает следующие компоненты:

1) Систематизированный учебный материал – это формулировки, в которых отражены все виды знаний по языку.

2) Аппарат организации усвоения учебного материала:

- Задачные вопросы. Они содержат учебную задачу урока.

- Памятки, алгоритмы, образцы рассуждений.

Памятка – это руководство к действию, т.к. она определяет ход решения орфографической пунктуационной, грамматической и речевой задачи. Н-р: Как определить падеж им. сущ.?

Образец рассуждения – конкретизирует памятку и показывает как5 ей пользоваться.

- Упражнения – это фрагмент учебной деятельности, в процессе которого формируются конкретные предметные умения, т.е. языковые или речевые и УУД.

Современные требования к уроку русского языка. Типы и структура уроков русского языка. Реализация предметных, метапредметных и личностных результатов на современном уроке русского языка.

1) Комплексное решение на уроке учебных, развивающих и воспитательных задач и достижение всех групп образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные).

2) Целостность, логичность, целенаправленность урока – соответствие урока его целям или задачам означает, что урок имеет соответствующую логику, где все задания и упражнения взаимосвязаны (при их внешнем разнообразии), имеют место микроитог и макроитог. В результате урок выглядит целостным, завершенным.

3) Предупреждение на уроке всех видов ошибок у учащихся (орфографических ошибок).

В результате исправления учителем допущенной ребенком ошибки возникает двойственный смысл слова, что может привести к повторению ошибки в том же самом слове, даже если он с ней раньше поработал. Поэтому на уроке учителю важно прогнозировать возможные ошибки и использовать эффективные приемы их предупреждения.

Н-р: зрительный и комментированный диктант; письмо под диктовку с пропуском сомнительных орфограмм; работа с орфографическим словариком (в конце учебника – познавательные УУД); орфографическое чтение и проговаривание.

4) Практическая (коммуникативно-речевая) направленность любого урока РЯ – это означает, что на уроке:

- активизируются 4 вида речевой деятельность (говорение, слушание, письмо, чтение);

- использование на уроке приемов коллективного учебного диалога (проблема, дискуссия, жесты);

- формирование на уроке коммуникативных УУД;

- работа над текстом (восприятие текста и анализ текста).

5) Наличие на уроке игровых и занимательных упражнений, их взаимосвязь с целями урока и органичность включения их в структуру урока.

1. Тип урока: Урок изучения нового материала (урок усвоения новых знаний).

Дидактическая цель: Познакомить детей с новым знанием по языку или речи (понятие, правило и отдельное сведение).

Предмет осознания для учащихся: Существенные (главные, отличительные) признаки нового языкового понятия или языковая сущность орфографического правила.

Этапы, приемы:

1) Подготовка к изучению нового материала: элементы занимательности, проблемные вопросы или ситуации, актуализация прошлых знаний, рефлексивная задача.

2) Изучение нового материала (индуктивным путем): анализ яз.мат-ла, обобщение рез. анализа, наблюд., работа с формулировкой в учебнике.

Наводящие вопросы, дозированная подсказка, моделирование, схемы.

3) Первичное закрепление нового материала – тренировочные упражнения.

4) Подведение итога урока

Типичные недочеты:

1) Отсутствие взаимосвязи нового материала с ранее изученным.

2) Несоответствие языкового материала с существенным признаком нового понятия.

3) Установка на лословное заучивание детьми новых формулировок.

4) Преобладание на уроке монолога учителя, что тормозит активность самих детей.

2. Тип урока: Урок закрепления знаний и умений (урок грамматических или орфографических упражнений).

Дидактическая цель: формирование специальных языковых или речевых умений.

Предмет осознания для учащихся: способы деятельности, т.е. выполнение предметных действий в определенной последовательности.

Этапы, приемы:

1) Актуализация знаний: опрос, проверка д/з, расшифровка схемы или опоры, составление памятки для решения конкретной практической задачи.

2) Тренировочные упражнения с опорой на памятки или алгоритм.

3) Подведение итога.

Типичные недочеты: однообразие упражнений и форм организации учебной деятельности; отсутствие микроитогов в течении урока.

3. Тип урока: Повторительно-обобщающий урок (урок обобщения и систематизации пройденного).

Дидактическая цель: обобщить и систематизировать знания по какой-то большой теме или разделу.

Предмет осознания для учащихся: обобщенные способы действий с языковым материалом языковые связи (внутрипонятийные, межпонятийные).

Этапы, приемы:

1) Воспроизведение и систематизация знаний: составление детьми каских-то обобщающих таблиц, схем, справочники, мини словарики; итоговый опрос; придумывание вопросов к теме детьми.

2) Совершенствование знаний и умений по теме: проблемные задания, задания повышенной трудности, творческие задания, разные виды языкового разбора.

Типичные недочеты: отождествление с уроком закрепления; «натаскивание» на предстоящую к/р.

4. Тип урока: Урок контроля (проверки предметных знаний и умений).

Дидактическая цель: проверить уровень сформированности специальных языковых умений.

Предмет осознания для учащихся: собственные учебные затруднения.

Этапы, приемы: 1) Подготовка (инструктаж)2) Выполнение к/р (контрольное списывание, диктант, тестовые задания, изложение)3) Самопроверка

Типичные недочеты: несоответствие контрольного материала программным требованиям; непривычность (новизна) к заданиям по форме выполнения.

5. Тип урока: Урок работы над ошибками.

Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Коммуникативные УУД: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Предметные результаты освоения курса русского языка: овладение начальными представлениями о средствах языка и возможностях их использования в речи; освоение основных понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения (например, слово: с точки зрения звуко-буквенного состава, строения, принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении); способность конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие тексты определённых жанров; умение в процессе письма пунктуационно правильно оформлять мысли, а также замечать орфограммы, осознавать свои затруднения, решать орфографические задачи (в том числе по словарю), а в неизвестных случаях освоенным способом «уходить» от орфографической ошибки; проверять написанное и аккуратно (при необходимости) вносить коррективы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: