Методика формирования языковых понятий у младших школьников. Урок введения нового понятия. Методические условия формирования понятий

Языковое понятие – это вид знания о языке, в котором отражаются существенные признаки (отличительных языковых явлений)

Ступени абстрагирования к формированию понятий.

1) Абстракция на лексическом уровне (слово – предмет) 1 кл.

2) Абстракция на грамматическом уровне (лексическое значение – грамматическое значение) 2-4 кл.

Чтобы сформировать понятия ребенка нужно провести по двум ступеням абстракции, т.к в противном случае у ребенка будут затруднения и типичные ошибки в усвоении понятий.

Психологические затруднения в усвоении ЯП.

Наивные семантики

# 1) Однокоренные слова: корова и теленок

2) Времена: а) Сегодня мы ходили в кино – наст.вр. б) Вчера мы ходили в кино – прош.вр.

Подмена грамматического значения слова признаками, которыми относятся к его реальному лексическому значению.

Стихийные формалисты

1) Морфемы: а) Подвижный б) грузинка

2) Словосочетания: Ветер сломал старое дерево – сломал старое.

Оперирование только внешними признаками.

Подобные затруднения учитель может использовать как материал для заданий ловушек.

Методические недочеты в организации работы над языковыми понятиями.

1) Однообразный лексический материал грамматических упражнений.

Вывод: разнообразие.

2) Разрыв формального (внешнего) семантического (внутреннего) признака в изучении понятия, в результате чего дети плохо осознают существенные признаки понятий и работу (функции) в речи.

3) Отсутствие приемов, направленных на развитие мыслительных операций у детей (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

Необходимые приемы: задание на группирование языкового материала, моделирование, задания – ловушки.

4) Акцент на репродуктивных вопросах и заданиях.

Необходимо задавать детям операционные вопросы, чтобы они учились действовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: