Языковое понятие – это вид знания о языке, в котором отражаются существенные признаки (отличительных языковых явлений)
Ступени абстрагирования к формированию понятий.
1) Абстракция на лексическом уровне (слово – предмет) 1 кл.
2) Абстракция на грамматическом уровне (лексическое значение – грамматическое значение) 2-4 кл.
Чтобы сформировать понятия ребенка нужно провести по двум ступеням абстракции, т.к в противном случае у ребенка будут затруднения и типичные ошибки в усвоении понятий.
Психологические затруднения в усвоении ЯП.
Наивные семантики
# 1) Однокоренные слова: корова и теленок
2) Времена: а) Сегодня мы ходили в кино – наст.вр. б) Вчера мы ходили в кино – прош.вр.
Подмена грамматического значения слова признаками, которыми относятся к его реальному лексическому значению.
Стихийные формалисты
1) Морфемы: а) Подвижный б) грузинка
2) Словосочетания: Ветер сломал старое дерево – сломал старое.
Оперирование только внешними признаками.
Подобные затруднения учитель может использовать как материал для заданий ловушек.
|
|
Методические недочеты в организации работы над языковыми понятиями.
1) Однообразный лексический материал грамматических упражнений.
Вывод: разнообразие.
2) Разрыв формального (внешнего) семантического (внутреннего) признака в изучении понятия, в результате чего дети плохо осознают существенные признаки понятий и работу (функции) в речи.
3) Отсутствие приемов, направленных на развитие мыслительных операций у детей (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
Необходимые приемы: задание на группирование языкового материала, моделирование, задания – ловушки.
4) Акцент на репродуктивных вопросах и заданиях.
Необходимо задавать детям операционные вопросы, чтобы они учились действовать.