1. Осознанное усвоение словообразования понятий:
- ребенок понимает, сто такое…
- ребенок знает, как найти в слове…
- ребенок умеет находить…
- ребенок умеет контролировать себя…
2. Овладение полным доказательным разбором слова по составу. #повязка
а)Выделю в слове окончание. Для этого изменю слово: повязки, повязкой. Изменяемая часть –а, это и будет окончанием. Остальная часть слова основа.
б)Нахожу корень в слове. Для этого подбираю однокоренные слова: повязать, развязать, вязание, вяжет. Общая часть –вяз-, это и будет корень.
в)Выделяю приставку. Для этого:
- подбираю слова (однокоренные) с другой приставкой – завязка, развязка.
- подбираются другого корня, но с этой же приставкой, поездка, покраска.
г)Выделяю суффикс. Для этого подбираю другие слова с таким же суффиксом, покраска, подружка, рыбка.
3. Подбор однокоренных слов, т.е корнесловная работа. Уточнение и обогащение словаря.
4 .Объяснение ЛЗ слова, нахождение исходного слова из словообразного средства. #Моряк – это челок, который ходит в море. Это слово образуется от слова море с помощью суффикса –як. Рыбак, весельчак.
5. Подбор слов к моделям. Группировка слов по их составу.
6. Овладение навыком правописания след. Орфограмм:
- безударные гласные в суффиксе слова
- парные, звонкие, глухие согласные в корне.
- непроизносимые согласные в корне.
- правописание приставок (гласные и согласные в приставке, различные предлоги и приставки)
- разделительный мягкий и твердый знак.
Подготовительный этап (1 кл.)
В первом классе проводится подготовительные словообразовательные наблюдения (сравнение слов: дом, домик. Почему так называются? Н-р: памятник; нахождение в текстах букварных однокоренных слов Н-р: текст про грибы – гриб, грибник, грибные…)
Начальный этап 2 класс
Знакомство с однокоренными словами и корнем слова.
1. Существенные признаки:
- близки по значению, потому чтоони образовались от одного слова.
- имеют общую часть.
Дети усваивают способ выделения корня.
2. Как надо действовать:
- подбираю как можно больше разных однокоренных слов
- сравниваю их
- выделяю общую часть
Корни с чередованием не давать.
3. При проведении корнесловной работы обращается внимание, что корень в однокоренных словах всегда пишется одинаково.
Н-р: гроза, грозный, грозы.
Вывод: произносится корень может по-разному, но пишется одинаково.
4. Для понимания признаков однокоренных слов используется их противопоставление:
- со словами – синонимами. Н-р: ученик, школьник, учитель.
- со словами с омонимичными корнями. Н-р: вода, водичка, водитель.