Формирование навыков написания корневых орфограмм в 3 классе

Безударная гласная в корне слова.

1).безуд.гл могут нах-ся в любой морфеме, поэтому чтобы правильно написать эту орфограмму надо определить в какой части слова она нах- ся (важнейшим опознавательным признаком любой орфограммы)

Можно использовать задания ловушка: ПР. лис_нька – лиса.

На данном этапе у детей отрабатываются:

1).опознавательные признаки орфограммы.

2). Отрабатываются признаки проверочного слова: - однокоренные или форма слова; - гласной в корне ударной.

Рекомендует упр-е с доказательным выбором проверочного слова.ПР. с_леный – сало – соль.

3). Формир-ся способы проверки данной орфограммы. Удобные проверки: - изменение числа; - проверочное=корню; -замена глагола сущ-ым.Пр. бегает –бег. Кричал –крик.

4). Ход рассуждений уч-ка при постановке и реш-й орфографической задачи остается таким же, но усложняется круг слов с данной орфограммой.

· Гласные и особенно гласные с приставкой.ПР. прибежал, закричал.

· Слова с 2-мя бузуд. гл. в корне ПР. молодой –молоденький.

· Слова с омонимичными корнями.ПР. полоскал – полощят. Поласкал – ласка.

· Трудными считаются зеркальные слова т.е. слова с безуд. гл [а],[и].

Парные звонкие и глухие согл.

Усложняется сам языковой мат-л:

1).согл. на конце слова:

- мягк. согл. на конце.ПР. прорубь.

- краткие имена прил. ПР. готов, свеж.

- гл. ед.ч. в прош. вр. ПР. замерз, полз.

2).согл. в середине слова: - прил-ые с суф. К. ПР. короткий, узкий.

3). Слова с озвончением согл.ПР. просьба, хотьба, молотьба, козьба.

Удобные проверки:

1). Один – много, прорубь- прорубей

2). Нет… (Р.п.)

3). Скажи ласково ПР. узенький

4). Краткая форма ПР. узок

5). Что (с) делаю? ПР. полз – ползу

6). Назвать исходный глагол

ПР. П_тнистый – пятна – пятнистый. Заморо_ки –морозный – заморозки.

Непроизносимый согл. Звук в корне.

Данная орфограмма вызывает у детей след. затруднения:

1). Дети не обнаруживают в слове опасного стечения согл., где может встретиться –непроизносимый согласный. ПР. СТН – СН. груСТНый – груСНый, РДЦ –РЦ, ЗДН – ЗН, ЛНЦ –НЦ, ВСТВ –СТВ.

2). Не различают способ и прием проверки данной орфограммы. Способ –подбор однокоренного слова. Прием – постановка согл. В сильную позицию: - в конце слова; - перед гласн.

3). Дети переносят согл [т] в слова, где он не употребляется. Чтобы избежать этих затруднений необходимо:

1. методически грамотно познакомить детей с данной орфограммой. ПР. комната – комнатный. Капуста – капустный (проверочные слова).

2. дети должны четко усвоить признаки проверочного слова и способ проверки данной орфограммы. Для этого вводится след. ПАМЯТКА:

· В слове ….. слышу сочетание звуков [сн],[рц],[зн].

· Есть выбор писать/не писать буквы т, д,…

· Проверяю…. Подбираю однокоренное слово, где проверяемый согл. четко произносится.

· Пишу в корне слова проверяемого слова, ту же букву, что и в корне проверочного или не пишу ни чего. ПР. че[сн]ый- честь – честный.

3. Удобно в качестве проверочного наз-ть исходное сл, тогда становится понятно писать или не писать буквы т.

4. В качестве словарных слов в данной теме используются: чувства, праздник, лестница, здравствуй.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: