Официально РЯ был введен как учебный предмет в 1786 (указом Екатерины 2). К кон. 19 века сложился достаточно устойчивый грамматико-орфографический курс РЯ. В данный период грамматика – вся языковая теория. К.Д. Ушинский – в своем учебнике «Родное слово» представил усложненный вариант грамматического курса для нач. шк. которые изучался исследовательским методом
1918г. – появились первые учебные программы по РЯ в советской школе, в которой акцент делался на изучение грамматики. Однако соц. задача борьбы с неграмотностью привела к тому, что 1923-1927гг. в новых программах роль языковой теории свелась к нулю.
В этот период существовали комплексные программы.
Положительные. Достоинство комплексные программы практическая (речевая) направленность обучения – дети постоянно писали тексты, в которых отражалось их реальная практическая деятельность.
Отрицательные. Было отсутствие систематических предметных знаний и умений по родному языку и низкий уровень грамотности.
1933г- появляются стабильные учебные программы с четко отвлеченным кругом знаний и навыков.
Основной акцент программы делался на орфографические навыки.
Примерно до конца 50х годов орфографич. направленности оставалось основной в обучении РЯ.
В нач. 60х годов психологи выделили развивающий эффект в обучении родному языку.
- Занков: развитие всех психических процессов.
- Эльконин- Давыдов: акцент делали на развитие теоритического мышления.
В этот период активно разрабатывались след. Аспекты:
- проблемное обучение на уроках РЯ.
- использование алгоритмов в обучение «Родному языку».
- психологические основы усвоение грамматики.Жуйков.
- формирование орфографических навыков. Богоявленский.
70-е 90-е годы активно разрабатывается коммуникативно-речевая направленность в обучение родному языку, т.к. усиливается место данного учебного предмета в речевом развитие ребенка (Лодиженскя Т.А., Соловейчик М.С.)