Методика обучения сочинениям по наблюдениям

Идея развития дара слова на материале личных наблюдений последовательно рассматривалась Ушинским. Он постоянно использовал так называемые "натуральные" наглядные предметы, которые дети непосредственно наблюдали и описывали. "предмет, стоящий перед глазами ребенка или сильно врезавшийся в его память, пробуждает желание высказаться: ощущения превращаются в понятия. из понятий составляется мысль, и мысль облекается в слово".

Однако очень часто дети проходят мимо таких предметов: «предмет не отражается в душе дитяти". Привычные предметы, которые окружают ребенка, мимо которых он ходит каждый день, не становятся источником новых впечатлений и переживаний, а значит, источником не только речевого, но и общего развития детей. Вот почему так важны в начальной школе сочинения по наблюдениям. При обучении этому виду сочинения необходимо формировать у учеников следующие именин:

- умение наблюдать;

- умение собирать материл, т.е. организовывать наблюдения, оформлять записи, сделанные во время наблюдения;

- умение систематизировать материал, т.е. отобрать из имеющегося то, что необходимо для детализации замысла, и сгруппировать материал по подтемам.

Для формирования названных умений можно использовать такие методические приёмы:

1. Оформление рабочих материалов по следующей схеме:

План собирания материала - Рабочие материалы - Дополнения

В первой графе помещается план наблюдений, т.е. те объекты (обозначенные опорными словами), за которыми будут вестись наблюдения (деревья, трава, птицы, небо и т.п.). Во второй графе записываются слова, словосочетания и предложения, обозначающие признаки выделенных объектом. Эти графы заполняются деть ми на этапе предварительной подготовки (за рамками урока). В третьей грифе фиксируются дополнения, внесённые после об суждения самостоятельно собранного материала, т.е. на этапе непосредственной подготовки (на самом уроке).

"Живая наглядность", т.е. специально организованные наблюдения за реальными объектами, например, во время экскурсии. Экскурсия помогает детям набрать живые впечатления, образы (зрительные, слуховые), понять, о чём и как они будут писать; самое главное, чтобы во время экскурсии у детей появилось желание что-то написать.

Приведём пример такой экскурсии. Урок-экскурсия'

Ход дрока:

1. Слово учителя перед экскурсией.

2. Любование осенний природой

3. Звуки осени

4. Наброски плана сочинения (Условный план: - вот я любуюсь, - у осени такие звуки, - я вижу осень, - Я чувствую: мы с осенью близки)

5. Спасибо, осень.

6. Домашнее задание.

На основе сегодняшних наблюдений сделаете небольшие письменные зарисовки к сочинению об осени, которое мы будем завтра писать.

На следующем уроке (когда будет написано само сочинение) предлагается следующий порядок работы:

- сообщение (восстановление) темы и задач предстоящего сочинении и обсуждение их с детьми;

- беседа с целью упорядочения материала, собранного во

время экскурсии;

- составление пламя или его уточнение;

- речевая подготовка: состав лен не отдельных словосочетаний, предложений, фрагментов текста;

- орфографическая подготовка;

- запись текста; индивидуальная помощь учителя детям;

- самопроверка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: