Концепт «Женщина» в противопоставлении концепту «Мужчина» в лингвокультурах русского и английского языков

С середины XIX века в Англии возникает суфражизм - движение за политическое равноправие полов, основным требованием которого было избирательное право для женщин. Однако право голоса женщины получили лишь в 1928 году [114].

В XX веке женщины добились значительных изменений в правовой системе Англии, в частности, в вопросах защиты материнства и детства, трудового и семейного права. Женщины освоили многие мужские профессии, а в Англиканской церкви появились даже женщины-священнослужители [59]. В целом, можно сказать, что женщинам удалось достичь практически полного равноправия с мужчинами.

Итак, сравнивая культурно-историческую составляющую концепта женщина в английском и русском социумах, можно выделить как общие, универсальные моменты, так и специфические, отражающие национальные особенности динамики концепта. Общими для обеих культур являются мифологические и религиозные воззрения, которые отразили древнейшие представления людей о женщинах, их статусе и роли в семье и обществе. Мифология и христианство способствовали укреплению главенствующей роли мужчины в обществе и подчинению женщины. При этом в английской культуре женщины подверглись

большему угнетению, чем в России, что объясняется различием в некоторых догматах католической, протестантской (особенно пуританской) и православной церквей, а также ярко выраженной женофобией проповедников западной церкви.

Кроме того, на протяжении истории правовой статус русских женщин был выше, чем статус англичанок, которые, несмотря на культ Прекрасной дамы и поклонение женщине в век куртуазности, экономически полностью зависели от своих мужей. Возможно, это одна из причин непопулярности феминистских настроений в России в отличие от Англии, где борьба за эмансипацию женщин длится уже не один век.

1.3.3. Половой диморфизм: причины и характер.

Различия социального статуса представителей обоих полов, их характера, поведения и способностей являются следствием не только культурной традиции. Попытки выявить особенности, в том числе и психологические, мужчин и женщин нередко связывались с их биологическими отличиями.

Различия в анатомии и физиологии двух полов часто использовались учеными для доказательства превосходства мужчины над женщиной. Так, еще Гиппократ и Аристотель "считали женщину существом несовершенным, получеловеком. По мнению Гиппократа, женщина никогда не в состоянии пользоваться обеими руками - то правой, то левой - с одинаковой ловкостью (ambidextra); по его же мнению, внутренние половые органы женщины представляют собою то же самое, что внешние половые органы мужчины..." [102, 23]. Это мнение Гиппократа вполне согласуется с преобладавшей, в частности, в европейских странах вплоть до начала XVIII века однополовой моделью, в соответствии с которой "женщины были не чем иным, как мужчинами, которым недоставало жизненного тепла, являвшегося свидетельством совершенства. Этот-то недостаток тепла и стал причиной удержания внутри того, что у мужчин находится вовне" [15, с. 19].

Теория одного пола, хотя и рассматривала тело как вторичное явление, тем не менее позволила организовать четкую иерархию, породив качественную двойственность мужчин и женщин, усматривая различия между полами в степени, а не в сути: "Женщина имеет своим мерилом мужское совершенство.

Как некая изнанка мужчины, она, следовательно, является существом менее совершенным" [15, с. 20].

В конце XIX- начале XX веков нередко высказывалось мнение о том, что женщины скорее всего принадлежат миру животных, а не людей. Так, в 1884 году на конгрессе германских антропологов в Бреславле Пауль Альбрехт прочел реферат о большей близости женщин в анатомическом отношении к животным. В результате женщина была отнесена автором этого реферата "к роду, который во всяком случае был более диким, чем нынешние обезьяны" [102, с. 25].

Превосходство мужчины над женщиной доказывается и в работах, посвященных психологии пола. В Росси начала XX века, как отмечает И. С. Клецина, психологическая наука находилась в стадии становления, и в связи с отсутствием в этот период отечественных публикаций по психологии пола внимание ученых привлекали работы зарубежных исследователей [67].

В начале XX века вышла книга австрийского ученого О. Вейнингера "Пол и характер" [30]. Она была переведена на русский язык и вызвала острые дискуссии. О. Вейнингер развивает разработанную 3. Фрейдом концепцию бисексуальности [67], признавая, что в каждом человеке в разных пропорциях заключены и мужские, и женские качества [30]. Тем не менее, психологические характеристики представителей двух полов полярно противопоставлены друг другу. По мнению ученого, женщина - существо неполноценное. Она характеризуется слабо развитым интеллектом, отсутствием логического мышления, практически совсем неразвитой памятью [67,30]: "Женщина располагает только одним классом воспоминаний: эти воспоминания связаны с половым влечением и размножением.... Это все, о чем истинная женщина может вспомнить из всей своей жизни" [29].

Кроме того, женщина примитивна в морально-нравственном отношении: "Она лишена всякого направления: ни добра - ни зла, ни ангел - ни черт, она не эгоистична (поэтому она кажется альтруисткой). Она столь же аморальна, сколь и алогична. Всякое же бытие есть бытие моральное и логическое. Итак, у женщины нет бытия" [31]. И наконец, как отмечает И.С. Клецина, "у женщины,

по О. Вейнингеру, неполноценное самосознание и ущербная Я-концепция" [67, с. 63].

По поводу женщин, проявивших неординарные способности в какой-либо деятельности, австрийский ученый высказывается следующим образом-"Только из числа явно выраженных половых промежуточных форм, можно сказать половых средних ступеней, причисляемых обычно к "женщинам", выходят те женщины прошлого и настоящего, имена которых приводят защитники (мужчины и женщины) стремлений к эмансипации для доказательства женских способностей" [32]. Таким образом, все женские способности объясняются, в соответствии с теорией бисексуальности, наличием мужских качеств у представителей женского пола.

Помимо работы О. Вейненгера, в начале XX века пользовался широкой известностью трактат врача Пауля Юлиуса Мёбиуса "О психическом слабоумии женщины". Женщина признается им слабоумной и "в силу этого обстоятельства не подлежит судебной ответственности, естественно, в определенных пределах. Это ее свойство можно определить как нечто среднее между глупостью и нормальным поведением" [15, с. 36].

Различия в умственных способностях мужчин и женщин связывались с различиями в строении головного мозга представителей обоих полов. Было установлено, что масса и объем мужского мозга, больше массы и объема женского. Кроме того, среди мужчин чаще встречаются индивидуумы, развитие мозга которых превышает средний уровень. Среди женщин, наоборот, чаще встречается отставание в развитии мозга по отношению к установленной для них норме [102]. Все эти особенности, являясь врожденными, предопределяют интеллектуальные возможности мужчин и женщин и должны "сбить с позиции даже самых ревностных защитников женской эмансипации" [102, с. 50].

В российском обществе женщина также не воспринималась равной мужчине. Основной социальной ролью женщины являлась ее репродуктивная функция. В соответствии с этим рассматривались и ее психологические характеристики [67].

Большое внимание проблемам пола уделялось в работах русских философов В.С.Соловьева [129], С.Н.Булгакова [24], Н.Н.Бердяева [20].

В.В.Розанова [119]. По мнению И.С. Клециной, "общим для всех работ является противопоставление психологических качеств мужчин и женщин" [67, с. 63]. Хотя философами и подчеркивается роль женщины в культурном наследии общества, способность ее к культурному творчеству отрицается. Женщина выступает в качестве вдохновительницы мужчины для созидательной деятельности. Феминное начало, таким образом, является несамостоятельным, дополнительным по отношению к маскулинному [67].

По мнению Э. Бадентэр, возросший в конце XIX - начале XX веков интерес к вопросам пола и попытки философов, биологов, историков и антропологов научно обосновать несовершенство женщин и превосходство мужчин вызваны эмансипацией женщин: "мужчины чувствуют, как над их властью, их сущностью, их повседневной жизнью нависает угроза. А между тем их опасения совершенно беспочвенны, так как женщины того времени не отвергают ни семьи, ни материнства, ни преданности..." [15, с. 33].

В течение XX века ученые продолжают работать над поиском анатомических, физиологических и психологических различий мужчин и женщин. Исследования ведутся в рамках таких наук, как психология пола, нейропсихология, психология половых различий, антропология, генетика и пр. При этом в силу социально-исторических причин большая часть исследований проводится за рубежом.

В России психология пола начинает формироваться лишь с конца 60-х годов XX века. У истоков этой науки стояли такие отечественные ученые, как И.С. Кон [71,72] и Б.Г.Ананьев [4]. В 80-е годы количество работ, посвященных исследованиям половых различий и половых ролей, стало увеличиваться [67].

В работах, посвященных этой проблеме, обнаруженные различия в психологических характеристиках мужчин и женщин объяснялись либо "стереотипами маскулинности/феминности, доминирующими в общественном сознании, а также исторически сложившимися формами взаимодействия мужчин и женщин" [67, с. 67], либо однозначно выводились "из их естественно-биологических особенностей" [67, с. 68].

Большую известность в рассматриваемый период времени приобретает биологическая теория полового диморфизма В.А. Геодакяна [47]. Под половым диморфизмом понимаются "расхождения анатомических, физиологических, психических и поведенческих признаков особей одного и того же биологического вида в зависимости от пола" [69]. Суть этой теории заключается в том, что женское начало признается автором как консервативное, ответственное за сохранение наследственности в неизменном виде. Мужской пол, напротив, несет ответственность за изменчивость, поскольку первым в своей популяции сталкивается с новыми условиями существования. При этом мужской пол является более уязвимым, а женский обладает большей устойчивостью к воздействиям окружающей среды [47].

В концепции В.А. Геодакяна мужское и женское начала рассматриваются как взаимодополняющие, что должно приблизить к пониманию половых различий [47,67]. Тем не менее, по мнению И.С. Клециной, "прямо переносить эволюционно-генетические закономерности полового диморфизма на человеческую психологию и поведение неправомерно....В этой концепции в общем виде воспроизводится функционалистский, полоролевой подход к трактовке социальных ролей женщин и мужчин в обществе" [67, с. 69].

Большой вклад в изучение биологический различий мужчин и женщин внесли исследования головного мозга, проводимые как в России, так и за рубежом.

Как уже упоминалось выше, определенные особенности в строении мозга у представителей разных полов были обнаружены еще в конце XIX - начале XX веков. Современные исследования подтверждают тот факт, что размеры мозга мужчины больше размеров мозга женщины [100]. Однако в отличие от ученых начала века, современные исследователи не склонны относить это к недостаткам развития женщин. А.Г. Пестряков, к примеру, полагает, что меньшая емкость мозговой капсулы женщины - это результат большей консервативности женской фракции вида, которая "меньше реагируя на внешние факторы, оказывается ближе к магистрали эволюционного развития вида...Мужской пол зачастую отдельные ценные в данный эволюционный момент признаки развивает до их теоретически возможного предела,

гипертрофированно...При этом нарушается гармоничность развития эволюционирующего органа" [99, с. 101]. Помимо этого, учеными установлен тот факт, что меньший размер мозга женщины не оказывает влияния на функционирование этого органа, а согласно проведенным тестам женщины показывают на 3% более высокую умственную одаренность, чем мужчины [100].

Тем не менее некоторые значимые особенности в строении и функционировании мужского и женского мозга все же выявлены.

Было обнаружено, что у мужчин за функционирование речи отвечает левое полушарие, а у женщин центры речи расположены как в правом, так и в левом полушарии [100,65]. При этом существует мнение, что наличие специализированных центров речи у женщин позволяет им с наилучшей стороны реализовать себя в тех видах деятельности, где востребованы их вербальные способности, например, преподавание, медицина, адвокатура и т.д. [100].

Мужской мозг, в отличие от женского, характеризуется более развитыми пространственными способностями, а также абстрактным мышлением, что связывается с работой правого полушария головного мозга, ответственного также за решение творческих задач [100,65].

В связи с различным распределением серого и белого вещества в головном мозге мужчин и женщин (у женщин преобладает серое вещество, состоящее из нервных клеток и коротких отростков, а у мужчин - белое, состоящее из длинных отростков клеток), предполагается, что у женщин лучше проходит централизованная обработка информации, а у мужчин лучше налажена связь между удаленными участками мозга. Лишь один участок мозга женщины -мозолистое тело, осуществляющее связь между полушариями, - имеет в своем строении больше белого вещества [89]. Кроме того, "у женщин мозолистое тело толще, чем у мужчин, и женщина имеет на 30% больше соединений между левой и правой сторонами мозга" [100]. Все это, по мнению ученых, способствует более беглой речи, высокой переключаемости внимания, возможности выполнять одновременно несколько не связанных друг с другом дел, в то время как мужчине легче заниматься каким-либо одним видом деятельности, более ни на что не отвлекаясь[89,100].

Различия в строении головного мозга закладываются в период внутриутробного развития. Изначально эмбрион человека развивается по женскому типу, и лишь на втором-третьем месяце беременности под влиянием андрогенов (мужских половых гормонов) зародыш приобретает мужской пол, если должен родиться мальчик [70,100]. После этого, "с четвертого месяца беременности, начинается чрезвычайно сложный и важный процесс половой дифференцировки нервных путей, определенных отделов головного мозга, управляющих различиями в поведении и эмоциональных реакциях мужчин и женщин" [70].

С влиянием андрогенов, в частности тестостерона, связывается агрессивность, хорошая ориентация в пространстве, соревновательность, а также ряд других, считающихся традиционно мужскими качеств [100]. Существует мнение, что в результате различных гормональных нарушений во внутриутробном развитии плода может родиться мальчик с женской структурой головного мозга, или девочка с мужским складом ума и чертами характера [70,100]. В результате в обществе появляются женственные мужчины и мужественные женщины.

Несмотря на полученные в ходе исследования половых различий данные, вопрос о том, что же является определяющим фактором в формировании мужчины и женщины как носителей определенных тендерных ролей - биология или культура и общество - пока остается открытым.

Ряд исследований показывает, что под влиянием социальных условий определенные различия в психологии и способностях мужчин и женщин могут стираться. Так, например, Т.А. Араканцева и Е.М. Дубовская [7], исследуя образы идеального мужчины и идеальной женщины, делают вывод о включенности в мужской образ традиционно маскулинных качеств, таких, как смелость, выносливойсть, сила воли, решительность, ответственность. Женский же образ сочетает в себе и маскулинные, и феминные качества личности, т.е. является по сути андрогинным. Эти результаты, подтвержденные также данными зарубежных исследований [73, 163], позволяют говорить о

"полоролевой демократизации, в основном происходящей за счет расширения полоролевого репертуара женщин" [67, с. 71].

В работах, посвященных изучению психологических различий между мужчинами и женщинами в динамике, устанавливается факт уменьшения различий в психологических характеристиках мальчиков и девочек. Отмечается также, что за последние десятилетия пространственные и математические способности, считавшиеся традиционно мужскими, у девушек существенно выросли [37, 67]. Кроме того, склонность к зависимости от других людей, характерная главным образом для женщин, по данным зарубежных исследований [156], заметно снизилась за последние десятилетия XX века. Психологами, в связи с этим, делается вывод о том, что психологические различия между "между людьми разного пола - это не статичный, а процессуальный феномен. Важным является не факт наличия или отсутствия межполовых психологических различий, а анализ контекста их возникновения и анализ следствий неравенства, проистекающего из этого факта" [67, с. 73].

Таким образом, можно полагать, что формирование тендерной идентичности человека, модели его поведения, психологические характеристики личности, в том числе и способности, зависят не только от генетически обусловленной программы созревания организма, но и от социокультурных факторов. Как отмечает А.В. Кирилина, "в научном дискурсе присутствуют в большей или меньшей степени обоснованные доказательства воздействия как первых, так и вторых причин, поэтому сегодня можно говорить о биосоциальном характере полового диморфизма" [65].

Принятие во внимание различий между мужчинами и женщинами, а также учет причин их возникновения и динамики позволяет глубже проанализировать имеющиеся в языке репрезентации концепта "Женщина"; объяснить возможные причины фиксации в исследуемых ФЕ тех или иных качеств женщины, а также их ценностно-оценочную характеристику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: