Ценностно-смысловые сферы у испытуемого не совсем сформировались. Ребенок считает, что главное в жизни – это быть счастливым.
2г Изучение сферы отношений испытуемого (к близкому окружению, самому себе и др.). Учащемуся предлагается закончить предложения первой пришедшей в голову мыслью.
1. Я считаю, что мои друзья... самые лучшие
2. Хорошая жизнь – это... счастье
3. Мое здоровье... хорошее
4. Мне кажется, что моя семья... счастливая
5. Мои родители... самые лучшие
6. Каждый человек... должен быть счастливым
7. Сверстники, с которыми я учусь... общительные
8. Моя жизнь... счастливая
9. Я всегда хотел(а)... стать продавцом
10. Я считаю, что учителя... умные
11. О себе думаю, что я... хороший ребенок
12. Большинство учителей... добрые
13. Я уважаю родителей за то, что... они меня любят
14. Когда я смотрю на себя в зеркало... я корчу рожицы
15. Всегда мечтал(а)... быть умной
Обработка результатов:
Приведенный набор незаконченных предложений охватывает различные сферы жизни школьника.
Номера предложений:
I - отношение к семье - номера предложений: 4, 5, 13;
II - отношение к друзьям и сверстникам - номера предложений: 1, 7;
III - отношение к учителю - номера предложений: 10, 12;
IV - желания и мечты и их направленность - номера предложений: 9, 15;
V - образ человека - номера предложений: 6;
VI - отношение к себе - номера предложений: 3, 11, 14;
VII- отношение к жизни - номера предложений: 2, 8.
Проанализируйте полученные ответы:
- по темам I, II,III, VI, VII по типу реакций (положительные, отрицательные, нейтральные);
- по теме IV по сфере желаний (личностно направленные типа «быть», личностно направленные типа «иметь», связанные с друзьями, семьей, учебой, работой, делами и др.)
- по теме VII по направленности (представления о должном, желаниях, ценностях, предпочтениях, чертах характера, деятельности и др.)
Выводы: испытуемый обладает положительным типом реакций. Сфера желаний ориентирована на «быть».