Предложите учащемуся дать 10 различных ответов на вопрос "Кто Я?", обращенный к самому себе.
- Оценивается значимость упоминаемых категорий.
- Оценивается временная направленность ответов.
- Подсчитывается индекс самоприятия испытуемого. Индекс самоприятия равен отношению всех положительных оценочных ответов ко всем оценочным ответам, встречаемым в самоописании испытуемого. Известно, что обычно индекс самоприятия подчиняется правилу "золотого сечения": 66% - положительных ответов, 34 % -отрицательных. Перевес оценочных ответов в ту или иную сторону свидетельствует о позитивном или негативном самоприятии.
Выводы: у ребенка позитивное самовосприятие
2е Составление итоговой обобщающей психолого-педагогической карты испытуемого. Побеседовав с психологом, заполните психолого-педагогическую карту испытуемого, отмечая знаком “О” степень выраженности той или иной психологической характеристики.
1. Учеба (работа) | ||
Сильный Ученик | Х-Х-О-Х-Х-Х-Х | Слабый ученик |
Учится с интересом | Х-О-Х-Х-Х-Х-Х | Учебой не интересуется |
Читает много | Х-Х-Х-О-Х-Х-Х | Читает мало |
Есть учебные интересы, связанные с будущей профессией | Х-О-Х-Х-Х-Х-Х | Учебных интересов нет |
2. Поведение | ||
Упрямый | Х-Х-Х-Х-Х-О-Х | Покладистый |
Дисциплинирован | Х-Х-Х-О-Х-Х-Х | Плохая дисциплина |
Отсутствие конфликтов с учениками | Х-Х-Х-Х-Х-Х-О | Частые конфликты с учениками |
Агрессивный | Х-Х-Х-О-Х-Х-Х | Спокойный, устойчивый, доброжелательный |
Усидчивый | Х-Х-Х-Х-О-Х-Х | Высокая двигательная активность |
Трудновоспитуем | Х-Х-Х-О-Х-Х-Х | Легко поддается воспитанию |
3. Общественная активность | ||
Высокая общественная активность | О-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Низкая общественная активность |
Хороший организатор | Х-Х-Х-О-Х-Х-Х | Слабые организаторские способности |
Высокая инициативность | О-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Низкая инициативность |
Занимает лидерские позиции | Х-Х-О-Х-Х-Х-Х | Выступает в роли “ведомого” |
Высокий авторитет, уважение товарищей | Х-Х-Х-Х-Х-О-Х | Низкий авторитет |
Охотно выполняет общественные поручения | О-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Отлынивает от общественных поручений |
4. Некоторые специфические личностные особенности | ||
Спокойный, уверенный в себе | Х-Х-Х-Х-О-Х-Х | Тревожный, неуверенный |
Переоценивает, завышает свои силы | О-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Занижает, недооценивает свои силы |
Честолюбив | Х-О-Х-Х-Х-Х-Х | Скромный, незаметный |
Вызывает симпатию | О-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Не вызывает симпатию |
5. Общение в школе | ||
Имеет много друзей, пользуется популярностью | Х-Х-Х-О-Х-Х-Х | Непопулярен |
Отсутствуют недоброжелатели, недруги | Х-Х-Х-Х-Х-О-Х | Многие одноклассники недолюбливают |
Любит быть на людях, ищет новых друзей | О-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Замкнутый, общается с узким кругом людей |
Не боится выступать в незнакомой обстановке | О-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Робкий, застенчивый |
Открытый | О-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Скрытный |
Отзывчивый | О-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Черствый |
Ориентируется на свое мнение | О-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Озабочен мнением окружающих о себе |
Дурно влияет на соучеников | Х-Х-Х-Х-Х-О-Х | Является опорой педагога |
6. Общение в семье | ||
Атмосфера в семье дружелюбная, теплая | Х-Х-О-Х-Х-Х-Х | Озабочен мнением окружающих о себе |
Отношения близкие, доверительные | Х-Х-О-Х-Х-Х-Х | Отношения отчужденные |
Хорошее взаимопонимание с родителями | Х-Х-О-Х-Х-Х-Х | Плохое взаимопонимание с родителями |
Строгий, жесткий контроль за поведением ребенка | Х-Х-О-Х-Х-Х-Х | Слабый контроль |
Ограничение самостоятельности ребенка | Х-О-Х-Х-Х-Х-Х | Большая самостоятельность |
Родители охотно сотрудничают с учителями | Х-О-Х-Х-Х-Х-Х | Родители вступают в противоречие с учителями |