Введение. Проблема выбора в рассказах

Проблема выбора в рассказах

А.Платонова «По небу полуночи и В. Гроссмана «Авель»

Выполнил Дербенцев Дмитрий,

ученик 10 «Ф» класса

Научный руководитель:

Гашпар И.Л.,

учитель литературы

Н.Новгород

Содержание

  Введение стр. 1-5
  Глава I  
1.1 «Истинного себя я никому не показывал и едва ли когда покажу…» стр. 5-9
1.2 «Правда жизни и правда смерти» (Военная проза А.Платонова) стр.9-10
1.3 «Пора быть ангелом, человеком надоело…» стр.10-14
  Глава II  
2.1 Жизнь и судьба Василия Гроссмана стр.14-18
2.2 Авель, Авель, где брат твой Каин? (Анализ рассказа Гроссмана «Авель») стр. 18-23
  Глава III  
  Сходство и отличие рассказов А.Платонова и В.Гроссмана стр.23-26
  Список использованной литературы стр.27
     

«Душа между добром и злом…»

(Проблема выбора в рассказах

А.Платонова «По небу полуночи» и В.Гроссмана «Авель»)

Введение.

В истории человечества было много битв. Но самой важной и бесконечной во времени является, по-видимому, битва между добром и злом. Между благопристойностью и безнравственностью, между жертвенностью и эгоизмом, между добрососедством и ненавистью. Все мы сталкиваемся в своей жизни с этой битвой, и как трудно, порой, разграничить эти понятия! Что справедливо и что несправедливо? Что есть добро и что есть зло? Мы живем в такое время, когда нелегко ответить на эти вопросы. Поведение, рассматриваемое как неприемлемое одной группой людей, может казаться прекрасным для другой. Вчерашние запреты могут вызывать удивление в сегодняшней повседневной деятельности. Вероятно, нет универсально одобренной модели справедливости и несправедливости. Однако каждый день, совершая тот или иной поступок, мы выбираем, какое решение принять, чтобы в дальнейшем, “не мучила совесть” или “не болела душа”.

Одним из важнейших понятий человеческой культуры является понятие о душе. Выражение типа: «снять груз с души», «отдохнуть душой», «душа моя», «душа – девица» и др. давно вошли в языковую культуру русского народа. Что за этим стоит? Какова история этого понятия? Эти вопросы сегодня все чаще задают себе люди разных возрастов, профессий и социальных слоев. В русском и некоторых других языках это понятие связывается со словом "дышать". Живой человек дышит. Мертвый же - не дышит, а потому не живет. Простые наблюдения над живыми и мертвыми людьми уже в первобытные времена привели к выводу о том, что внутри живого человека есть что-то такое, что делает его живым. Это что-то, главная особенность которого связана с дыханием, и получило название "душа". Наряду с понятием "душа" человека во многих мифах и религиях существует близкое и родственное ему понятие "дух" человека. Соотношение этих двух понятий может колебаться от их полного разделения до полного слияния. Древнегреческие философы Демокрит (V век до н.э.), Эпикур (IV век до н.э.) и Лукреций (I век до н. э.) считали, что душа - это материально оживотворяющий тело орган, руководимый материальным же началом - духом. Иначе считал Платон (V век до н.э.), утверждавший что именно душа является носителем ума. Римский поэт Ювенал (I - II века н.э.) говорил, что творец дал животным только душу, а людям также и дух. По учению ряда религий душа, как и дух, есть также у животных и растений. Древние египтяне верили, что душу имеют также и боги. Природные же объекты: горы, озера, реки, леса, поля, а также космические тела, звезды и планеты, имеют своих двойников в виде духов. Это могущественные и обычно невидимые существа. Одни из них посылают людям блага, другие - стремятся нанести им вред. Еще одно отличие души от духа состоит в том, что дух может иметь самостоятельное происхождение, а также представать в виде мифологического существа. В последнем случае, в отличие от божеств, духи стоят на более низком уровне мифологической системы. Таким образом, здесь понятие "дух" шире, чем понятия "душа".

В толковом словаре можно встретить несколько значений слова “душа:”Это и внутренний психический мир человека, его сознание, и свойство характера или человека с теми или иными свойствами характера и др. В XIX веке синонимом слова “душа“ в художественной литературе чаще всего оказывалось “путешествие”, и в этом значении слово приобретает возвышенный смысл. “Душа - гостья мира”, “путник“, “странник” (Г.Р.Державин), «Душа летает, возлетает, парит, порхает» (Г.Р. Державин, А.С. Пушкин); «Мой дух возлетает все выше и выше» (М.Ю. Лермонтов). Высокий полет духа говорит о её принадлежности к другому миру – высшему, небесному, а туда допускаются только чистые и непорочные души. Слово полет заставило сравнивать душу с птицей: «Душа поэта встрепенётся, как пробудившийся орёл» (А.С. Пушкин); «И дух во мне, оживши, воскрылялся / И к солнцу, как орёл, парил» (Ф.И. Тютчев).

Только в начале ХХ века поэты и писатели сохранили подобное значение слова. «Душа… трепещет ожидая, сейчас перед ней откроется что-то великое» (М. Горький); «Душа человека, как лебедь, поёт и грустит, / И крылья, раскинув широко, / Над бурями тёмного века / В беззвездное небо летит. (Г. Иванов); «Вечный дух – властитель вышний тела – божеству подвластен» (А. Блок).

Несмотря на это, ХХ век старается высокое значение слова «заземлить», специально свести с небес на землю, его значение он делает ничтожным. Душа уже не странник, а «паломник» (Б. Пастернак), «эмигрантка» (А. Вознесенский). Чувствуется неприкаянность, тяжелый путь земной, у неё нет дома, есть вечная дорога – эмиграция. Появляется и такое значение «безумная душа моя» (В. Набоков); «У меня душа-то – чисто свинья: ничего не болит, а все стонет (Вяч.Иванов С душой человека, настоящего человека, связывают такие черты характера как душевность, одухотворённость, человечность. Человека, у которого человеческие черты в большей степени или полностью отсутствуют, называют бездушным, бесчеловечным, бездуховным, т. е. не имеющим человеческой души.

Добро и зло – основные этические категории. Добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное По своему содержанию добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Они взаимозависимы и в этом они как бы равны. Человек узнает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; он ценит добро, испытав на собственном опыте, что такое зло. Кажется, логично желать только добра, и нельзя в полной мере отрешиться от зла, не рискуя в то же время потерять добро. Существование зла порой представляется своего рода условием или непременным обстоятельством существования добра. Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друг друга. Добро, и зло относительны, но противоположность добра и зла абсолютна. Эта противоположность реализуется через человека: его решения, действия и оценки.

Уже в древности была глубоко осмыслена идея непреодолимой связи добра и зла. Старинная китайская притча рассказывает о юноше, который обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.

- Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец.

- Конечно, нет! - ответил юноша.

- А воровать?

- Нет.

- А убивать?

- Нет...

Так иди, - воскликнул учитель, - и познай все это. А познав, не делай! Что хотел сказать мудрец своим странным советом? Ведь не то, что надо окунуться в зло и порок, чтобы обрести истинное понимание добра и постигнуть мудрость. Наверное, ради обретения мудрости юноша не должен был научиться лицемерить, ловчить, убивать. Мысль мудреца была иная: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Эта идея проходит через всю историю философии и конкретизируется в ряде этических положений. Во-первых, добро и зло познаются в единстве, одно через другое. Это то, что было предложено юноше в китайской притче. Во-вторых, без готовности сопротивляться злу недостаточно понимания зла и противостояния злу; само по себе это не приведет к добру. Недостаточно изучить дорогу в Ад, чтобы попасть в Рай, хотя эту дорогу надо знать обязательно: чтобы не оказаться на ней в своих благих намерениях, памятуя известную поговорку: «Благими намерениями выложена дорога в Ад». Тем более что, как правило, эта дорога начинается в собственной душе.

Выражение «путь добра» — очень древнее. Д.С.Лихачев, изучавший древнерусскую литературу, конечно же, постоянно встречал его в древнерусских и даже византийских сочинениях. И умел всегда и везде приложить эту мудрость к современной жизни. У путей добра — вечные ориентиры, единые для всех времен, и, можно сказать, проверенные не только временем, но самой вечностью. Пути добра — это не сиюминутная польза или выгода, а вечные и незыблемые принципы, которые стоит соблюдать всегда, даже если в какой-то момент кажется, что это и неудобно, и невыгодно, и даже бессмысленно. Да, в какой-то отдельной точке пути так может показаться. Но у каждого шага есть свой смысл — это движение дальше — дальше по пути Добра. И это движение всегда имеет смысл, оно всегда приносит благо человеку, делает его в итоге счастливее.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: