Онтология: Физика телесной субстанции (материи)

…Я признаю лишь два высших рода вещей: одни из них

вещи − умопостигаемые, или относящиеся к мыслящей субстанции;

другие − вещи материальные, или относящиеся к протяженной субстанции, то

есть к телу. Восприятие, воление и все модусы как восприятия, так и воления

относятся к мыслящей субстанции; к протяженной же относятся величина,

или сама протяженность в длину, ширину и глубину, фигура, движение,

положение, делимость этих вещей на части и т. п.

…Имеется некоторая субстанция, протяженная в длину, ширину и

глубину, существующая в настоящее время в мире и обладающая всеми

свойствами, о которых нам с очевидностью известно, что они ей присущи.

Эта-то протяженная субстанция и есть то, что называется собственно телом

или субстанцией материальных вещей…

Если…мы рассмотрим вообще все тела, составляющие универсум, то

найдем только три вида тел, которые могут быть названы большими, и

которые можно рассматривать как главные части универсума. Во-первых, это

солнце и неподвижные звезды, во-вторых, небеса и, в-третьих, земля с

планетами и кометами.

…Этот мир или протяженная материя, составляющая универсум, не

имеет никаких границ... земля и небеса созданы из одной и той же материи; и

даже если бы миров было бесконечное множество, то они необходимо

состояли бы из этой же материи. Отсюда следует, что не может быть многих

миров, ибо мы теперь с очевидностью постигаем, что материя, природа

которой состоит только в том, что она − вещь протяженная, занимает ныне

все вообразимые пространства, где те или иные миры могли бы находиться; а

идеи какой-либо иной материи мы в себе не находим.

Следовательно, во всем универсуме существует одна и та же материя,

и мы познаем ее единственно лишь в силу ее протяженности. Все свойства,

отчетливо воспринимаемые в материи, сводятся единственно к тому, что она

делима и подвижна в своих частях и, стало быть, способна принимать

различные состояния, которые, как мы видели, могут вытекать из движения

ее частей.

…Материя делится на беспредельные и бесчисленные части. Это

беспредельное деление, то есть деление на столько частей, что мы не можем

мысленно определить часть столь малой, чтобы не мыслить ее разделенной на

еще меньшие части… Я прямо заявляю, что мне неизвестна иная материя

телесных вещей, как только всячески делимая, могущая иметь различную

фигуру и движимая различным образом…

…Все тела, составляющие универсум, состоят из одной и той же

материи, бесконечно делимой и действительно разделенной на множество

частей, которые движутся различно, причем движение они имеют некоторым

образом кругообразное, и в мире постоянно сохраняется одно и то же

количество движения.

…Мне представляется, что нельзя ни доказать, ни даже постичь, что

материя, из которой состоит мир, имеет границы. Ведь, исследуя природу

этой материи, я нахожу, что таковая состоит не в чем ином, как в обладании

протяженностью в длину, ширину и глубину, и, таким образом, все, имеющее

три измерения, является частью данной материи; при этом в ней не может

существовать пустого пространства, то есть пространства, не содержащего

никакой материи, ибо мы не можем помыслить такое пространство, в котором

мы одновременно не мыслили бы указанные три измерения, а

следовательно − материю, …до сих пор мне не встречалось в природе

материальных вещей ничего, что не позволило бы придумать очень легкое

механическое объяснение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: