Город горожан-граждан

21. Мы, европейские местные выборные лица, разделяем убежденность в том, что наши горожане не смогут в полной мере обеспечить жизнь своего города, если одновременно они не будут ответственными, активными и информированными гражданами.

22. В этой связи мы подтверждаем актуальность ценностей и принципов, содержащихся в нашей Европейской хартии местного самоуправления, разработанной в 1985 году, и в частности убеждение в том, что право граждан участвовать в управлении публичными делами осуществляется в полной мере на местном уровне.

23. Мы считаем даже, что именно на данном уровне это право находит свое самое полное, самое прямое и наиболее эффективное воплощение.

24. Мы подтверждаем также принципы публичной этики, как они определены в Кодексе европейского поведения для местных и региональных выборных лиц.

25. Наконец мы считаем, что с кризисом политической представительности, который переживает ряд наших стран, и который проявляется, в частности, в виде высокого уровня абстенционизма среди граждан, наличия голосующих за экстремистские партии и сохраняющегося недоверия к политике в целом, можно и нужно бороться прежде всего на местном уровне.

26. Мы, европейские местные выборные лица, убеждены, что демократия в городах, после того как в течение длительного времени она была школой национальной демократии для многих политических руководителей, может возродить общественный дух и демократические настроения наших граждан.

27. Уже в 1985 году в Европейской хартии местного самоуправления предусматривалась возможность наличия, наряду с классическими механизмами демократии на основе представительства, также и практика демократии на основе участия.

28. Поэтому мы призываем, как это уже сделано в Хартии местного самоуправления, обращаться к собраниям граждан осуществлять практику проведения местных референдумов и использовать любые формы иного участия граждан.

29. Для реализации современной местной демократии мы предусматриваем, например, создание советов выборных лиц на разных уровнях для принятия решений в городах, которые при этом предлагали бы населению информационные структуры, проводили публичные обсуждения и устанавливали сотрудничество в рамках городского планирования.

30. В процессе вовлечения всего населения города в его жизнь, за мигрантами, которые вносят в различной форме свой вклад в жизнь всего сообщества, должны быть признаны право голоса и право избираться в местные городские собрания.

31. Для обеспечения максимальной эффективности этих разных мер мы призываем города в полной мере использовать новые информационные технологии для улучшения консультаций с гражданами по градостроительным проектам. Мы полагаем, что интерактивный и высокоскоростной характер этой информации может обогатить процесс демократического участия и улучшить диалог между выборными лицами и гражданами.

32. Наши города должны работать над созданием мощной местной электронной демократии. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) это не просто технологические новинки, они порождают новый потенциал демократической мобилизации, и было бы совершенно неправильно не использовать его в период разочарования в политике, свидетелями чему мы сейчас становимся.

33. Что касается полномочий и ответственности территориальных органов, то мы считаем, что соответствующее перераспределение полномочий является ключевым фактором в демократическом функционировании наших городов. В этой связи мы подтверждаем нашу приверженность принципу субсидиарности, который регулирует должное распределение полномочий между европейским, национальным и местным уровнем.

34. Однако принцип субсидиарности не должен зависать в пространстве между государством и местным органом, а вдохновлять и распределение ответственности между разными уровнями территориальных органов и внутри самих территорий.

35. Исходя из этого, мы полагаем, что общий принцип распределения полномочий в области публичного управления в наших городах должен основываться на постоянном стремлении обеспечить максимальную близость к горожанину-гражданину. Этот принцип должен применяться, например, как на широких городских надкоммунальных пространствах, так и на внутрикоммунальных территориях (кварталах, округах, районах), которые также должны иметь выборные собрания, бюджет и полномочия на местах.

36. Помимо этого, распределение территориальных полномочий и ответственности должно сопровождаться на всех соответствующих уровнях выделением необходимых средств, прежде всего финансовых, для выполнения в полном объеме этих задач. И в этом случае мы рекомендуем обращаться к Европейского хартии местного самоуправления, в которой провозглашается, что города должны иметь возможность контролировать свои расходы.

37. Мы убеждены, что сложность осуществления этих полномочий в управлении большими городскими территориями требует ныне, чтобы органы управления городами были четко определены, выбирались демократическим путем и постоянно стремились к эффективному управлению городами.

38. Такое управление должно регулироваться эффективными механизмами контроля и быть подвергаться постоянной оценке. Оно должно обсуждаться политически и публично во время местных выборов таким образом, чтобы способствовать мобилизации граждан и обеспечению поддержки со стороны большинства горожан-граждан в отношении политического проекта и урбанистического комплекса. Выборная исполнительная власть в городе, мэр или эквивалентный ему руководитель должны, исходя из этого, играть роль двигателя развития территории, брать на себя задачу мобилизации граждан и сетей, которые структурируют город вокруг политического и коллективного проекта, понятного как можно большему числу людей.

39. Качество этого городского управления связано также с его возможностью организовываться в рамках соответствующих территорий, соблюдая при этом равновесие между размерами территориальных институтов и городского пространства, за развитие и управление которого они несут ответственность.

40. Помимо этого мы считаем, что некоторые вопросы не могут относиться исключительно к управлению на местах (градостроительное планирование, транспортная и информационная инфраструктура, право на жилье, защита окружающей среды и т.д.), поскольку действия публичных органов власти должны естественным образом вписываться в региональное, национальное и европейское регулирование на основе сбалансированного и уважительного партнерства.

41. В этом отношении необходимое территориальное равенство вызывает необходимость того, чтобы города могли бы вносить свой вклад в перераспределение ресурсов. Такая система должна позволить снизить уровень неизбежного территориального неравенства.

42. Мы, европейские местные выборные лица, сознавая глубокие изменения, затрагивающие наши страны, в общем перераспределении полномочий между Европой, государством, региональным и местным уровнем, полагаем, что ослабление государственного надзора и связанная с этим большая степень свободы воли городов не может происходить в ущерб необходимой солидарности между территориями. Все бóльшая автономизация городов не должна приводить к беспорядочной и безжалостной конкуренции между территориями.

43. Мы убеждены, что государство должно быть гарантом этой солидарности, призванной вписаться в перспективу сбалансированного обустройства территории на региональном, национальном и европейском уровнях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: