Засим следует ответ почтенного Совета Меммингена на жалобные статьи его подданных крестьян

В ответ на первую статью, Совет готов в принадлежащих ему приходах поставить своим подданным христианских священников, где в них есть недостаток, как только он сможет получить их; Совет окажет свою помощь, поскольку подданные захотят удовлетвориться этим. Но что касается Ворингена и других приходов, где назначение священника не принадлежит Совету, то Совет ради своих подданных охотно готов серьезно переговорить с местными священниками по поводу их недостатков, а если священник не пожелает считаться с этим, Совет готов написать об этом господину той земли, чтобы он дал своим подданным другого священника или разрешил им выбрать священника самим и т. д.

В ответ на вторую статью, о десятине, господа советники считают за благо, чтобы крестьянство и подданные повременили со статьей о десятине, пока крестьянство не войдет в соглашение со всеми чинами Союза. И что крестьяне получат от других своих господ, то самое советники готовы немедленно дать и своим подданным.

В ответ на третью статью о личной крепости, хотя господа советники купили своих людей за значительную сумму денег, и личная крепость не мешает христианину при спасении души, однако, чтобы подданные могли видеть и знать добрую волю Совета, советники готовы освободить своих подданных и считать свободными от личной крепости всех, кто принадлежит Совету, но чтобы за это они ежегодно давали господам советникам достаточные охранные деньги и не брали себе никакого другого покровителя, потому что они находятся во власти Совета; чтобы они не привлекали к себе никого, кто бы не был свободен; точно так же, чтобы подданные Совета, мужчины и женщины, не вступали в брак с крепостными, но только со свободными, и вообще оказывали послушание Совету, как своей власти во всех подобающих вещах - податях, конных службах, приказах и запретах. А когда кто уплатит, что должен, то может идти, куда хочет, без помехи от Совета.

В-четвертых, господа советники охотно соглашаются, чтобы их подданные, насколько идет лес и власть Совета, но не далее, могли по нужде ловить и стрелять зверя и птицу, особенно встречая их на своей земле. При этом, однако, они не должны употреблять настоящего охотничьего оружия и силков, но должны предоставить это право исключительно господам. Кроме того, когда подданные таким образом выследят дичь и захотят поймать либо пристрелить ее, они должны остерегаться, чтобы никому не причинить вреда на этой земле. Касательно свободной воды Совет хочет, чтобы впредь в купленной воде, текучей и стоячей, никто не ловил рыбы. Но какие воды прежде были свободными и общими, должны и впредь быть свободны, и всякому должно быть позволено ловить рыбу наметкою, но не каким-либо другим орудием; также в один раз нельзя наловить больше рыбы, чем сколько кто может сам съесть в своем доме, а остального не дарить и не продавать; также чтобы воды и заводи не вычерпывались и не запружались, чтобы заливные луга берега не портились и не срывались, и чтобы простому человеку через это не причинялось большого ущерба.

В-пятых, относительно служб подданные Совета по большей части не должны очень жаловаться, ибо на них эти самые службы были возложены другими господами раньше, чем их купил Совет. Потому эту статью им не следует выставлять в том смысле, будто бы их так отяготил Совет. Тем не менее, где его подданным приходится слишком тяжело, и они доложат это Совету в отдельности и будут выслушаны договоры, там Совет отнесется к ним милостиво.

В-шестых, что касается побора при допуске, то господа советники не хотят впредь брать его, но зато не будут сдавать никакого двора дольше, чем на год. Если же кто не внесет своего ценза или не будет держать в порядке своего двора, то Совет может, буде ему угодно, либо снова сдать его на год, либо передать другому. Итак, кто не дает по-прежнему платежи при допуске, тот может каждый год вновь брать свой двор, как указывает настоящая статья

Относительно штрафов лесных воля господ советников, чтобы в заповедном и общинном лесу штраф был одинаковый и чтобы штраф за каждое дерево был установлен в один гульден. Кроме того, Совет во всякое время готов своим подданным дать лес, сколько нужно для топки, городьбы и стройки. О других штрафах господа советники думают, что при установленных теперь штрафах, которые отчасти определены по собственному желанию и прошению подданных, и для большего мира, справедливо избегать перемен

Далее, где общины были отягощены насчет лесов, лугов, пашен или другого чего-либо, там подданные могут доложить это Совету в отдельности. Тогда Совет поручит нескольким советникам произвести личный осмотр и получит сведения, где у общины отнято что-нибудь и не было ли ей дано взамен что-нибудь другое. И когда Совет разберет это, он поступит, как обязан поступать.

Относительно девятой статьи Совет не знает, чтобы он мешал своим подданным продавать свое имущество после того, как они уплатили ценз. Где и как это случалось, пусть покажут ясно и разумно, и Совет в этом деле будет держаться справедливости. Так и насчет градобития Совет по осмотре ущерба озаботится о христианской сбавке ценза.

В-десятых, которые имения считаются отягощенными, те Совет прикажет осмотреть и, сообразно тому, что найдет, сделает подобающее распоряжение.

Во всем этом Совет удерживает за собой право в том смысле: если он просмотрел здесь что-либо противное слову Божьему или справедливости или чего он вообще не имеет силы сделать, то он предоставляет себе это уменьшить, увеличить или совершенно устранить, точно так же, как этого пожелали его подданные в своих статьях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: