Глава 2. Специфика хорового исполнительства


что коллектив превращается в замкнутую группировку, и тог­да он обречен на вырождение.

Понятно, что творческий коллектив может жить и творить только при условии, если всех его участников объединяют об­щие цели и задачи. Это не означает, что у каждого хорового певца не может быть личных интересов. Но личный интерес, личная заинтересованность в искусстве не должны противо­стоять успеху, интересу всего коллектива. В принципе хоро­вое исполнение отличается от сольного так же, как игра соли­ста-инструменталиста отличается от игры в ансамбле. Это отличие состоит прежде всего в том, что и общий план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творчес­кой фантазии не одного, а нескольких исполнителей, и реали­зуются они совместными их усилиями. Причем знание партии еще не делает хорового певца партнером. Он становится тако­вым только в процессе совместной работы с другими участни­ками ансамбля. И хотя ансамблевое исполнение основано на равноправии его участников, созидательная атмосфера ансамб­левого музицирования возникает при наличии у музыкантов некоторых особых качеств.

Пытаясь определить эти характерные, специфически ан­самблевые исполнительские качества, сравним талантливого рассказчика с талантливым собеседником. Для первого глав­ным будет искусство говорить, для второго не менее важно ис­кусство слушать. Именно искусство слушать партнера, умение соподчинять свое исполнительское «я» с художествен­ной индивидуальностью другого отличает прежде всего ан-самблиста от солиста. При воплощении коллективно создан­ной интерпретации понятие «исполнительское творческое переживание» трансформируется в родственное ему, но отнюдь не тождественное понятие «творческое сопереживание испол­нителей». Естественное и яркое сопереживание возникает только в результате непрерывного и всестороннего контакта партнеров, их гибкого взаимодействия и общения в процессе исполнения.

Принцип коллективности оказывает влияние как на интер-претацию в целом, так и на каждое из используемых в хоро­вой практике исполнительских выразительных средств.

Возьмем, например, область динамики. Каждый участник какой-либо хоровой партии в силу специфических условий коллективной работы некоторым образом ограничен в раскры-


Коллективный характер



тии своих голосовых возможностей в полную меру: он должен соподчинить звучность своего голоса звучности хоровой партии и общему звучанию хора. Или, например, формирова­ние гласных, которые у всех участников хоровой партии дол­жны быть сформированы однотембрально. Чтобы достичь это­го, каждый поющий в хоровой партии вынужден в какой-то мере поступиться своей индивидуальной манерой формирова­ния гласных и, в соответствии с указаниями дирижера, найти и освоить те приемы их округления и прикрытия, затемнения и осветления, которые обеспечат максимальную общность и единство ансамбля.

Коллективный принцип очень ярко проявляется в та­ком важном ансамблевом качестве, как синхронность зву­чания, под которой понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом еди­ного понимания и чувствования партнерами темпа и ритми­ческого пульса исполнения. Легкое изменение темпа или не­значительное отклонение от ритма, почти незаметное в сольном исполнении, при совместном пении может резко на­рушить синхронность, если один из певцов, выполняя данный нюанс, опережает или отстает от партнеров. Бывает, что, чув­ствуя дискомфорт и желая сохранить синхронность в партии, певцы следуют за лидером, не обладающим достаточно разви­тым чувством темпа и ритма. В этом случае синхронность зву­чания партии неизбежно вступит в противоречие с темпом и ритмом других партий, и темповый и ритмический ансамбль всего хора будет нарушен. Нужно сказать, что умение держать установленный темп и при необходимости легко переключать­ся на новый, преодолевая возникшую инерцию, «темповая память», нужная при возвращении после ряда отклонений или смен к первоначальному темпу, «темповый глазомер» для со­блюдения пропорций при изменении темпа — все это качества, которыми, увы, обладают далеко не все музыканты-исполни­тели, а тем более хоровые певцы. Однако без этих качеств не­возможно стать настоящим ансамблистом.

Не менее важное значение имеет всестороннее развитие у участников ансамбля устойчивости и гибкости индивиду­ального ритма, чуткости «ритмического слуха», необходимых для решения ритмических задач коллективного исполнения. Принцип коллективности вносит свои коррективы практически


46 Глава 2. Специфика хорового исполнительства

во все исполнительские навыки и элементы музыкально-вы-разительной техники. Нет нужды доказывать, что грамотное музыкальное исполнение подразумевает и согласованность штрихов всех исполнителей (хоровых партий), а следователь-но, владение штриховой техникой, согласованность фразиров­ки, навыков артикуляции, дикции, интонирования.

Все эти навыки формируются в репетиционной хоровой рабо-те, в основе которой лежат коллективные занятия, воспитыва­ющие «чувство локтя», общую ответственность за исполнение. И здесь многое зависит от дирижера, от его умения дать каждо­му участнику коллектива равноправную возможность полнее проявить себя во имя общей художественной цели, от его уме­ния воспитать у каждого певца желание создавать сообща.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: