Специфика инструмента

В отличие от музыканта-инструменталиста инструментом хорового исполнителя является певческий голос. Понятно по­этому, что хоровое исполнение зависит как от качества пев­ческих голосов, составляющих хор, так и от умения каждого участника хора владеть своим голосом.

Если скрипки или флейты, тромбоны или контрабасы даже при разнице в качестве каждого инструмента имеют все же много общего в характере звучания и тембре, то певческие го­лоса даже одной группы (например, сопрано), как правило, су­щественно отличаются друг от друга и тембром, и силой, и диапазоном. И когда они соединяются вместе, хормейстеру нужно приложить массу усилий, чтобы из многих индивиду­альностей, подчас никак не «стыкующихся» друг с другом ни по силе, ни по тембру, ни по певческой манере, сделать ров­ную, слитную, единую по звучанию хоровую партию.

Певческий голос — чрезвычайно сложное, многогранное, таинственное и противоречивое понятие. С одной стороны, это самый совершенный и гибкий исполнительский инструмент, поскольку он непосредственно связан с исполнителем, с его мыслями, чувствами и эмоциями, являясь одновременно и средством и орудием общения, коммуникации, воздействия. К тому же это единственный инструмент, способный суще­ственно изменять качество звука и тембровые характеристи­ки в зависимости от жанра, стиля, образно-эмоциональной сферы музыкального произведения.

С другой стороны, как и всякий музыкальный инструмент, певческий голос обладает рядом свойств, степень выраженно­сти и развитости которых говорит нам о вокальном мастерстве певца. Так, различают певческие голоса поставленные (про­фессиональное пение) и непоставленные, бытовые; «откры-тые» и «прикрытые», подвижные и «тяжелые». Кроме того, каждый певческий голос характеризуется высотой, диапазо-


Специфика инструмента,



ном, силой, тембром, степенью выраженности вибрато и не­которыми другими особенностями, которые формируются и совершенствуются только при условии долгой, сложной и обя­зательно грамотной педагогической работы. Следует особо от­метить последний момент, поскольку главная трудность ра­боты с голосом состоит в том, что управление процессом пения и контроль за ним осуществляются исключительно с помощью качественной оценки звучания. Певец не может взять свой ин­струмент в руки, рассмотреть его устройство, следить глаза­ми за его работой. Придать гортани нужное, наиболее удобное и выгодное положение он может только интуитивно. Способ извлечения звука — дыхание — также не поддающийся на­блюдению сложный процесс. Недоступны наблюдению и спо­собы повышения и понижения звука, поскольку выполняют­ся скрытыми в гортани голосовыми связками, функции которых чисто рефлекторны. Наконец, певцу приходится со­провождать свое исполнение произношением слов, что для него является обязательным и трудноодолеваемым процессом.

Все эти особенности объясняют, почему главным методом вокальной педагогики всегда был и остается метод самонаб­людения, качественной оценки звучания и передачи ученику собственных (субъективных) педагогических ощущений, ос­нованных чаще всего на интуиции. Поэтому одним из глав­ных факторов в верной организации процесса пения становит­ся развитие вокального зонного слуха, тонко реагирующего на отклонения от нужного тона и улавливающего богатую гам­му красок человеческого голоса. Не случайно именно в вокаль­ной работе многие педагогические приемы строятся на чисто физиологических ощущениях певцов и на их слуховых пред­ставлениях, для чего используются всевозможные образные сравнения, пространственные ассоциации и т.д.

Нужно признать, что различие индивидуальностей певцов, разнообразие вокально-педагогических приемов, частое несо­ответствие наших собственных ощущений ощущениям друго­го лица оказываются порой существенным препятствием в обу­чении вокальному искусству.

Тем не менее вокальная практика и многовековая история музыкального исполнительства выработали определенные критерии владения голосом. Очень полно и практически ис­черпывающе эти критерии сформулировал известный русский вокальный педагог И.П. Прянишников: владеть голосом —


42 Глава 2. Специфика хорового исполнительства

«значит уметь распоряжаться дыханием, давать звук мягко и чисто, без всяких посторонних немузыкальных примесей, вре­дящих его качеству, владеть всеми ступенями силы и тембра, разными способами связывания звуков, в возможно большей степени владеть вокализацией и, наконец, обладать хорошей дикцией, то есть правильным и отчетливым произношением текста.

Все это, соединенное с впечатлительной натурой, с музы­кальным чувством, способным понимать и чувствовать всякий род музыки, а также с разносторонним общим и музыкальным развитием, образует первоклассного артиста»1.

Приведенные критерии, сформулированные главным обра­зом по отношению к индивидуальному вокальному обучению» сохраняют свою значимость для обучения хорового певца — ведь в основе хорового пения также лежит вокально-техничес­кая культура исполнения. Разница лишь в том, что хоровой дирижер имеет дело не только с отдельным певцом, но и с кол­лективной звучностью хоровых партий и всего хора в целом. Именно работа над певческими навыками есть тот стержень, вокруг которого разворачиваются остальные элементы учеб­но-хоровой работы. Поэтому хормейстер должен очень хоро­шо знать и чувствовать певческий процесс, сам владеть голосом, быть в певческой форме, постоянно совершенство­вать свое вокальное мастерство, чтобы в любой момент быть готовым показать тот или иной прием, штрих, нюанс. Если хочешь обучать пению других — сам должен быть хорошим певцом и специалистом в области вокала. Только тогда ты бу­дешь иметь авторитет как хормейстер — эту истину нужно хорошо осознать многим хоровым дирижерам.

В то же время было бы неверно рассматривать коллектив­ную звучность только как простую сумму многих слагаемых, а хоровой вокал — как вокальное обучение многих певцов сра­зу. Конечно, коллективная звучность отнюдь не является ре­зультатом простого суммирования ряда индивидуальных звуч-ностей. Это абсолютно новое качество, характеризующееся новым тембром, иной плотностью и насыщенностью, иным объемом, иными динамическими и красочными возможнос­тями. Естественно, что и критерии коллективной звучности

1 Прянишников И.П. Советы обучающимся пению. —М., 1958. —С. 10.


Коллективный характер



существенно отличаются от идеального представления о зву­чании отдельного голоса. Многое из того, что хорошо в сольном пении, совершенно неприемлемо в коллективном ансамблевом исполнительстве. Поэтому и педагогические задачи руководи­теля хора, несмотря на сходство по многим позициям с зада­чами вокального педагога, имеют свои особенности, опреде­ляемые в первую очередь коллективным характером хорового исполнительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: