double arrow

ДИРИЖЕРСКАЯ ЭТИКА


В любой человеческой деятельности, связанной с общени­ем с людьми, а тем более с управлением людьми, неизбежно возникают этические проблемы. Не исключение в этом и ди­рижерская деятельность, в которой вопросы художественные, творческие, организационные тесно соприкасаются с вопро­сами этическими. Этика (от греч. ethos — привычка, обы­чай) — одна из древнейших теоретических дисциплин, объек­том которой являются моральные принципы, выработанные в процессе социальной практики. Со временем она оформилась в «практическую» науку о том, как должно поступать в той или иной ситуации в соответствии с нормами морали и нрав­ственности, свойственными как человечеству в целом, так и отдельным профессиям (врачебная, педагогическая, режиссер­ская, артистическая и т.п. этика).

К сожалению, в музыкальной педагогике проблемы дири­жерской этики затрагиваются в книгах, статьях и воспоми­наниях лишь попутно, хотя, по нашему глубокому убеждению, они не менее важны для становления дирижера, чем много­численные методические пособия, посвященные вопросам рас-певания хора или техники дирижирования. Причина этого, думается, состоит прежде всего в том, что в разговоре об эти­ческой стороне творческого процесса каждого дирижера-прак­тика подстерегает опасность возникновения сугубо личных, субъективных выводов. Тем не менее, несмотря на бесконеч­ное множество ситуаций, вызывающих ту или иную реакцию дирижера на поведение участников хора, существуют некие незыблемые нормы, верность которых давно доказана жиз­нью. Они зиждятся на нравственных критериях, обществен­ных и моральных идеалах, на понятиях добра и зла, справед­ливости и несправедливости, чести, совести, порядочности, принципиальности, долга, ответственности, взаимного уваже­ния друг к другу.




На этих принципах К.С. Станиславский создавал свою те­атральную этику. Он считал, что воспитание актера — это прежде всего воспитание этическое:

«Люби искусство в себе, а не себя в искусстве»;

«Единая художественная дисциплина для всех сверху до­низу»;









Сейчас читают про: