Глава 9. Дирижерская этика



ощрениями и наказаниями; с отношением к критике; с уме­нием быстро ориентироваться в ситуации и принимать верное решение. Проблемы эти не выдуманы. В жизни любого твор­ческого коллектива мы сталкиваемся с такими явлениями, как пропуски репетиций и концертов, опоздания, отсутствие внимания, разговоры, пререкания, реплики, грубость, хам­ство, безответственность. Как поступить в том или ином слу­чае? Как совместить верность моральным, нравственным прин­ципам и производственную необходимость? Каково должно быть соотношение твердости и мягкости, доброты и бескомпромисс­ности, проступка и наказания, дружелюбия и жесткости? Когда надо уступить, а когда настоять на своем? Когда просить, а когда требовать? До каких пределов может простираться дружба с ар­тистами хора? Эти вопросы встают не только перед молодыми, но и перед опытными руководителями почти ежедневно.

Плохо воспитанный или просто этически не воспитанный дирижер не может считаться профессионалом. В лучшем слу­чае он всего лишь одаренный дилетант. Потерей авторитета платит он за забвение истины: эстетическое и этическое — неразрывны. Заработать авторитет трудно. Потерять — лег­ко. Восстановить — почти невозможно.

В школе этического воспитания учатся всю жизнь. Ее нельзя окончить и получить диплом: «этически воспитан».

Рассмотрим, например, этический ракурс такой вечно «больной» темы, как дисциплина.

Понятно, что дисциплина — необходимое условие эффек­тивности любой деятельности, тем более коллективной и твор­ческой. Она прививает навыки организованного поведения в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему, вы­рабатывает способность подчинять личное общественному, пробуждает уважение к труду коллектива. Обычно падение дисциплины, уход певцов из коллектива объясняют их твор­ческой неудовлетворенностью. Но если посмотреть глубже, то творческая неудовлетворенность — это часто лишь следствие моральной, этической разобщенности коллектива, низкой «планки» его этических норм.

В хоровой работе следует различать два вида дисципли­ны: дисциплину внешнюю и дисциплину внутреннюю. К внеш­ней дисциплине относят обычно отсутствие пропусков, опоз­даний, разговоров во время занятий, точное выполнение указаний руководителя и т.п. Под внутренней дисциплиной


254 Глава 9. Дирижерская этика

подразумевают прежде всего собранность внимания участни­ков хора, сосредоточенность на исполнительских задачах и готовность наилучшим образом их выполнить. Внешняя и внутренняя дисциплина в творчестве неразрывны и взаимо­связаны. Без внешней дисциплины не может быть дисципли­ны внутренней.

«Дисциплина нужна не только для установления поряд­ка, без которого немыслимо коллективное творчество, но и для художественных целей. Она создает необходимую твор­ ческую атмосферу», — писал К.С. Станиславский1. Эти сло­ва, адресованные театральным актерам, в той же мере отно­сятся к участникам хорового коллектива. Каждый певец хора, заговоривший с соседом на репетиции, не только вык­лючается из работы сам, но и отвлекает других, в том числе и дирижера. В результате дирижер не успевает реализовать того, что запланировал.

Певец, пропустивший одно или несколько занятий, отста­ет от коллектива в учебной работе и в освоении репертуара. Дирижеру придется затратить дополнительное время, чтобы довести его до уровня остальных участников хора, если же та­ких певцов несколько, то это потребует еще больше времени, что заметно скажется на эффективности работы.

Опоздания на занятия также нарушают ход репетиции. Вот
как пишет Станиславский: «Опоздание только одного лица
вносит замешательство. Если же все будут понемногу опазды­
вать, то рабочее время уйдет не на дело, а на ожидание. Это
бесит и приводит в дурное состояние, при котором работать
. нельзя»2.

Шум, реплики, вопросы не по существу разрушают твор­ческую атмосферу, отвлекают от занятий, что приводит к из­лишним повторениям одного и того же материала, к ненуж­ной трате времени и сил.

Но даже при соблюдении внешней дисциплины подлинно творческая атмосфера может быть создана только при нали­чии внутренней дисциплины. Если участники хора работают осознанно, собранно, целеустремленно, если они увлечены творческим процессом и заинтересованы в его конечном ре-

1 Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. — М., 1953. —
С 328.

2 Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. — М., 1954—1961. — Т. 3. —
С; 247.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: