ощрениями и наказаниями; с отношением к критике; с умением быстро ориентироваться в ситуации и принимать верное решение. Проблемы эти не выдуманы. В жизни любого творческого коллектива мы сталкиваемся с такими явлениями, как пропуски репетиций и концертов, опоздания, отсутствие внимания, разговоры, пререкания, реплики, грубость, хамство, безответственность. Как поступить в том или ином случае? Как совместить верность моральным, нравственным принципам и производственную необходимость? Каково должно быть соотношение твердости и мягкости, доброты и бескомпромиссности, проступка и наказания, дружелюбия и жесткости? Когда надо уступить, а когда настоять на своем? Когда просить, а когда требовать? До каких пределов может простираться дружба с артистами хора? Эти вопросы встают не только перед молодыми, но и перед опытными руководителями почти ежедневно.
Плохо воспитанный или просто этически не воспитанный дирижер не может считаться профессионалом. В лучшем случае он всего лишь одаренный дилетант. Потерей авторитета платит он за забвение истины: эстетическое и этическое — неразрывны. Заработать авторитет трудно. Потерять — легко. Восстановить — почти невозможно.
В школе этического воспитания учатся всю жизнь. Ее нельзя окончить и получить диплом: «этически воспитан».
Рассмотрим, например, этический ракурс такой вечно «больной» темы, как дисциплина.
Понятно, что дисциплина — необходимое условие эффективности любой деятельности, тем более коллективной и творческой. Она прививает навыки организованного поведения в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему, вырабатывает способность подчинять личное общественному, пробуждает уважение к труду коллектива. Обычно падение дисциплины, уход певцов из коллектива объясняют их творческой неудовлетворенностью. Но если посмотреть глубже, то творческая неудовлетворенность — это часто лишь следствие моральной, этической разобщенности коллектива, низкой «планки» его этических норм.
В хоровой работе следует различать два вида дисциплины: дисциплину внешнюю и дисциплину внутреннюю. К внешней дисциплине относят обычно отсутствие пропусков, опозданий, разговоров во время занятий, точное выполнение указаний руководителя и т.п. Под внутренней дисциплиной
254 Глава 9. Дирижерская этика
подразумевают прежде всего собранность внимания участников хора, сосредоточенность на исполнительских задачах и готовность наилучшим образом их выполнить. Внешняя и внутренняя дисциплина в творчестве неразрывны и взаимосвязаны. Без внешней дисциплины не может быть дисциплины внутренней.
«Дисциплина нужна не только для установления порядка, без которого немыслимо коллективное творчество, но и для художественных целей. Она создает необходимую твор ческую атмосферу», — писал К.С. Станиславский1. Эти слова, адресованные театральным актерам, в той же мере относятся к участникам хорового коллектива. Каждый певец хора, заговоривший с соседом на репетиции, не только выключается из работы сам, но и отвлекает других, в том числе и дирижера. В результате дирижер не успевает реализовать того, что запланировал.
Певец, пропустивший одно или несколько занятий, отстает от коллектива в учебной работе и в освоении репертуара. Дирижеру придется затратить дополнительное время, чтобы довести его до уровня остальных участников хора, если же таких певцов несколько, то это потребует еще больше времени, что заметно скажется на эффективности работы.
Опоздания на занятия также нарушают ход репетиции. Вот
как пишет Станиславский: «Опоздание только одного лица
вносит замешательство. Если же все будут понемногу опазды
вать, то рабочее время уйдет не на дело, а на ожидание. Это
бесит и приводит в дурное состояние, при котором работать
. нельзя»2.
Шум, реплики, вопросы не по существу разрушают творческую атмосферу, отвлекают от занятий, что приводит к излишним повторениям одного и того же материала, к ненужной трате времени и сил.
Но даже при соблюдении внешней дисциплины подлинно творческая атмосфера может быть создана только при наличии внутренней дисциплины. Если участники хора работают осознанно, собранно, целеустремленно, если они увлечены творческим процессом и заинтересованы в его конечном ре-
1 Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. — М., 1953. —
С 328.
2 Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. — М., 1954—1961. — Т. 3. —
С; 247.