Глава 9. Дирижерская этика


«Высшая мера требовательности друг к другу во имя обще­го дела». Эти постулаты столь же применимы к хоровым пев­цам, как и к актерам.

Весьма справедливы для театрального искусства и этичес­кие советы П.Г. Чеснокова молодым дирижерам:

«Не берись за работу над сочинением, которое не воспри­нимаешь полностью своим сознанием и чувством»;

«Помни, что ты руководитель в своем деле, сознание ответ­ственности поможет тебе в преодолении многих трудностей»;

«Если хор поет плохо, вини в этом не его, а самого себя»;

«Не приходи к хору с сочинением, предварительно тобой не изученным, не проанализированным всесторонне»;

«На занятиях с хором не будь груб — это унизит тебя в гла­зах хора, а делу принесет только вред»;

«Оставайся всегда строгим в требованиях к себе, как к ди­рижеру и как к человеку, это обеспечит нормальные взаимо­отношения с хором»;

«Будь для хорового певца старшим товарищем в самом луч­шем смысле этого слова, в то же время будь требователен в ра­боте»;

«Изучай каждого певца как человека, вникай в его психо­логические особенности и сообразно этому подходи к нему»;

«Цени и уважай каждого певца, если хочешь, чтобы и тебя ценили и уважали в хоре; взаимное уважение и доброжела­тельство — необходимые условия для художественной рабо­ты»;

«Помни, что хоровое искусство является одним из прояв­лений человеческой культуры»1.

Причины, по которым одни хоровые коллективы обретают творческое долголетие, а другие через два-три года рассыпа­ются, далеко не всегда связаны с профессиональными дири­жерскими качествами руководителя, репертуаром, материаль­ными стимулами. Очень часто они кроются в проблемах этических, нравственных.

Среди них в первую очередь следует назвать проблемы, свя­занные с дисциплиной, установлением правильных взаимо­отношений с коллективом и каждым его участником; с взаимоотношениями «старожилов» и «новичков», лидеров и ведомых; с формой оценки навыков и умений певцов; с по-

1 ЧесноковП.Г. Хор и управление им. — М, 1961. — С. 237—239.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: