«Высшая мера требовательности друг к другу во имя общего дела». Эти постулаты столь же применимы к хоровым певцам, как и к актерам.
Весьма справедливы для театрального искусства и этические советы П.Г. Чеснокова молодым дирижерам:
«Не берись за работу над сочинением, которое не воспринимаешь полностью своим сознанием и чувством»;
«Помни, что ты руководитель в своем деле, сознание ответственности поможет тебе в преодолении многих трудностей»;
«Если хор поет плохо, вини в этом не его, а самого себя»;
«Не приходи к хору с сочинением, предварительно тобой не изученным, не проанализированным всесторонне»;
«На занятиях с хором не будь груб — это унизит тебя в глазах хора, а делу принесет только вред»;
«Оставайся всегда строгим в требованиях к себе, как к дирижеру и как к человеку, это обеспечит нормальные взаимоотношения с хором»;
«Будь для хорового певца старшим товарищем в самом лучшем смысле этого слова, в то же время будь требователен в работе»;
«Изучай каждого певца как человека, вникай в его психологические особенности и сообразно этому подходи к нему»;
|
|
«Цени и уважай каждого певца, если хочешь, чтобы и тебя ценили и уважали в хоре; взаимное уважение и доброжелательство — необходимые условия для художественной работы»;
«Помни, что хоровое искусство является одним из проявлений человеческой культуры»1.
Причины, по которым одни хоровые коллективы обретают творческое долголетие, а другие через два-три года рассыпаются, далеко не всегда связаны с профессиональными дирижерскими качествами руководителя, репертуаром, материальными стимулами. Очень часто они кроются в проблемах этических, нравственных.
Среди них в первую очередь следует назвать проблемы, связанные с дисциплиной, установлением правильных взаимоотношений с коллективом и каждым его участником; с взаимоотношениями «старожилов» и «новичков», лидеров и ведомых; с формой оценки навыков и умений певцов; с по-
1 ЧесноковП.Г. Хор и управление им. — М, 1961. — С. 237—239.