Мы рассмотрели в общих чертах круг основных вопросов, возникающих перед дирижером в процессе работы над хоровым произведением от первого знакомства с ним и становления исполнительского замысла до его реализации в процессе репетиционной работы и в концертном исполнении. Предус-мотреть в одной книге все проблемы, которые могут встретить-ся в практической работе с хором, едва ли возможно. Даже самое полное и тщательное освещение всех компонентов работы дирижера над партитурой не гарантирует яркого исполнения. Можно блестяще изучить отдельные закономерности воздействия исполнительских средств, но не суметь реализовать полученные знания в практической исполнительской деятельности. Здесь, как и вообще в искусстве, многое зависит от личности исполнителя, его интуиции, таланта, культуры, знания, опыта, мастерства, воли, педагогического дара, вкуса, чувства меры... Тем не менее не подлежит сомнению, что зна-ние закономерностей исполнительской выразительности, методов и приемов работы над произведением, изучение стилистических особенностей музыки и других рассматриваемых в данном пособии вопросов сокращает возможность исполнительского произвола и создает предпосылки к формированию индивидуальной, но аргументированной и объективной исполнительской трактовки.
|
|
Вполне естественно, что круг вопросов, которые могут и должны войти в теорию хорового исполнительства, будет постоянно расширяться. Это и характеристика различных исполнительских школ, и вопросы дирижерской этики, и вопросы, связанные с педагогическими и воспитательными функциями хорового дирижера. Любая теория не может быть сформулирована раз и навсегда. Жизнь вносит в нее дополнения и поправки. Так что данную книгу следует рассматривать не как свод канонов и правил, а как первую попытку обобщения закономерностей, связанных с исполнительской практикой.
Рекомендуемая литература