double arrow

Приведите конкретный пример такого урока.


На уроке технологии "Лепка из пластилина" учитель дает группам, состоящим из 3-7 человек, задание: "Изготовить композицию по сказке "Колобок", используя:

Лист фанеры, плотного картона или пластика размером А3, на котором будет расположена композиция;

Пластилин.

Роли членов группы и содержание их деятельности может быть следующим:

- ведущий (1 чел) предлагает общую композицию: какой фрагмент сказки будет представлен в композиции; какие фигурки в какой позе, с каким настроением следует вылепить; продумывает расположение фигурок на листе; распределяет изготавливаемые изделия по исполнителям; следит за соотношением размеров и стиля изготавливаемых изделий композиции отдельными исполнителями и их соответствие общему замыслу композиции; представляет готовую работу;

- исполнители (1-5чел) изготавливают отдельные композиции;

- декоратор (1 чел) украшает лист; укрепляет на нем изготовленные фигурки, сообразуясь с общим замыслом композиции.

Данное задание полностью обеспечивает взаимозависимость членов группы. В самом деле, при его выполнении ученики связаны:




1. единым результатом - создать общую композицию;

2. общими ресурсами - один лист на группу;

3. распределением ролей - каждый ребенок отвечает за свой участок работы, но согласует его с остальными;

4. общей оценкой.

Другие группы могут получить такое же или задание. Если задание было одинаковое для всех групп, то, естественно, группы имеют право выбрать разные эпизоды сказки или создать свою собственную композицию по одному и тому же эпизоду. В этом случае при подведении итогов работы интересно будет сравнить результаты различных групп. Возможен и другой вариант: группам предлагаются разные сказки. В этом случае выбор сказки может осуществляться по жребию.

Организация обучения в сотрудничестве предполагает специальное внимание к определению и распределению внутригрупповых ролей. Естественно, что каждое задание требует и своего состава исполнителей. Готовясь к уроку, учитель должен составить список возможных ролей, необходимых для выполнения определенного задания. Полезно выписать их на карточку и познакомить с ними учеников, попросив их самим определиться с ролями. Для того, чтобы способствовать формированию адекватной самооценки каждого ученика и создать условия для его самоопределения, необходимо, чтобы участники группы сами распределяли роли. Однако учитель может помочь школьникам в этом. Желательно, чтобы каждый ученик мог попробовать себя в наибольшем числе ролей, побывать и лидером, и исполнителем, и критиком.

Возможны следующие внутригрупповые роли учебного сотрудничества: координатор, генератор идей, критик, исполнитель, ответственный за идею, ответственный за написание; оформитель, докладчик, контролер, ответственный за культуру поведения, организатор активной деятельности; редактор, ведущий и др.

Часто бывает так, что во время выполнения задания дети часто меняются ролями.

Пример.

Задание "Четверка".

При отработке правописания словарных слов один из учеников (ведущий) диктует трем другим слова по карточке, затем проверяет правописание продиктованных слов. После этого роль ведущего переходит к следующему ученику четверки и т.д.







Сейчас читают про: