Профилактика правонарушений среди учащихся.
Осуществляется путем индивидуальной работы с подростками, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, привлечения к работе в этом направлении соответствующих специалистов. Социальный педагог совместно с классными руководителями, учителями может провести дни «Правовых знаний» по возрастным группам.
Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением.
Это направление связано с такими формами деятельности, как:
1. учет и контроль состояния дел подростков с девиантным поведением (составление картотеки, систематическое ведение тетради учета работы с детьми, склонными к девиантному поведению и т.д.);
2. тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие — помощь в устранении этих причин;
3. индивидуальное консультирование с целью помочь ребенку избавиться от дистресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически (необходимо взаимодействие с родителями, психологом, в ряде случаев — с психиатром, невропатологом, наркологом);
4. включение ребенка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его;
5. привлечение к работе классных руководителей, как единомышленников и помощников в процессе социальной адаптации детей, для изучения семейных проблем ребенка;
6. установление контакта с семьей ребенка, при необходимости защиты прав ребенка — жесткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания;
7. посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок;
8. организация мероприятий, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;
9. совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля.
Работа с опекаемыми детьми, живущими с лицами, заменяющими родителей:
1. установление контакта с родственниками опекаемых и их опекунами;
2. помощь в оформлении документов;
3. оказание материальной помощи;
4. взаимодействие с инспекторами по опеке и попечительству;
5. собеседование с ребенком, при необходимости — помощь в решении его проблем (моральных, психологических, материальных). С этой целью осуществляется взаимодействие с психологом, логопедом, невропатологом, классным руководителем, администрацией школы, инспектором по опеке и попечительству;
6. посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок.
Работа с малообеспеченными и многодетными семьями:
1. изучение семей учащихся школы с целью выявления малообеспеченных, многодетных, неполных, а также социально благополучных и неблагополучных семей;
2. изучение условий, в которых проживают дети из малообеспеченных и многодетных семей, с целью оказания им материальной, моральной и другой помощи;
3. работа с детьми при взаимодействии с классным руководителем, психологом, включение детей в группы поддержки, проведение индивидуального консультирования;
4. взаимодействие с комитетом по социальной защите населения, комитетом многодетных семей и т.д.;
5. помощь в трудоустройстве старших детей, определении младших детей в детский сад, в лагеря отдыха, в санатории.
Работа с родителями (подробно методика работы с родителями рассмотрена в гл. 4) может принимать различные формы, в том числе:
1. Правовое воспитание родителей;
— знакомство родителей с нормативно-правовыми документами по защите прав ребенка, обязанностям родителей в отношении воспитания ребенка;
— взаимодействие с сотрудниками милиции, членами комиссии по делам несовершеннолетних;
— индивидуальная работа с родителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях;
— деловые игры с целью выявления проблем и перспектив развития отношений в системах: школа— семья, учитель— родитель, родитель — ребенок, учитель — ребенок (в центр внимания деловых игр ставятся интересы детей, разъясняются формы защиты прав ребенка).
2. Просветительская работа с родителями (организация встреч со специалистами различного профиля).
3. Создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы.