Творчество Гюстава Курбе.( 1819 – 1877)

Писал с натуры, работал с натуры. В качестве худ. Традиции для него исследователи выделяют Веласкеса, Рембрандта, Хальса.

В период между 1841 и 1847 г. серия автопортретов («Автопортрет с чёрной собакой»), пейзажи, жанровые сценки и даже религиозная живопись. «Дробильщики камня» - суть их жизни – кусочек неба в углу.

После революции 1848 г. уезжает в Орнан. Пишет бытовые сцены, связанные с конкретикой этого места, возводит повествовательность в рамки эпических событий. В работе «Похороны в Орнане» использованы следующие приёмы для героизации и монументализации: укрупнение масштаба, плоскостность. Фризообразность. Выход на зрителя огромных фигур за счёт их расположения на переднем плане. Зритель становится участником события, которое возводится в ранг глобального. Это демонстрация его принципов. Протест против романтической концепции смерти – смерть решается как будничная рутина. Жизнь живых, не видящих света жизни представляется как сама смерть.

Для творчества Курбе характерна Декларативность. Принцип общественной значимости искусства. Он одобрял позицию Прюдона, что живопись должна критиковать и исправлять пороки общества. 1855 г. – выставка «декларация реализма» («Павильон реализма»). Сущность реализма понимается им как отрицание идеала и идеальности. Отрицает существование школ, заявляет о современности искусства – не может быть обращения ни к прошлому, ни к будущему – если эпохи не отражены в искусстве, то они и не стоят этого, поэтому он отрицает историческую живопись в применении к прошлому («Художник не способен в точности воспроизвести события прошлого или будущего веков… Каждая эпоха рождает своих художников, призванных сохранить её для будущих поколений»). Глобальные события совершаются ежедневно Нужно уметь увидеть суть – живопись изображает видимые вещи. Прекрасное в природе встречается в действительности (обращение к реальному пейзажу) – нужно так же уметь это прекрасное увидеть. Законам природы подчинена и человеческая жизнь. Прекрасное, как и истинное относительно, а истинность зависит единичной характеристики явления. Курбе утверждал, что «внешней его целью запечатлеть различные стороны жизни такими, какими они представляются моему взору. Я стремлюсь к тому, чтобы оставаясь художником и гражданином, создавать жизненные картины».

В 1855 годы создаются программные произведения (идеал невозможно обнаружить, но всё подчинено потребности увидеть этот идеал):

«Мастерская художника» (происходит проникновение в истину, которая раскрывается в своей божественной форме в её непосредственной чистоте (в центре композиции представлен пейзаж). Цель существования одних – жизнь. Других – смерть, – так он видит общество).

1854 г – «Здравствуйте, господин Курбе» - рефлексия над собой, изменение в собственном статусе. Человек, убеждённый в своих принципах, идущий своим путём, преисполненного уверенности в себе. Здесь заявляется программа классицистически – реалистического идеала – изображается то, как человек идёт дорогой жизни. Представлена пауза признания. В качестве важной ценности демонстрируется способность к открытости, редкость встречи с единомышленником, редкость приветствия пути.

Фигуры крестьян у него не уступают изображениям богов, а значит, имеют ту же значимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: