Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Американская журналистика и публицистика XVIII века.




Соединенные Штаты Америки вышли на авансцену истории в XVIII столетии. Это связано со спецификой возникновения новой нации и рождения США как новой страны на политической карте мира.

Долгое время территория, на которой впоследствии возникли США, была колонией Англии и назывались Новая Англия. Соответственно, здесь действовали законы метрополии: сначала авторитарные, затем Билль о правах. В XVIII веке американская журналистика не оказывала никакого влияния на на мировую журналистику и носила местный характер. Важно, что она формировалась в условиях отмены предварительной цензуры.

Американские газеты XVIII века.Периодическая печать на американском континенте родилась столетием позже, чем в Европе. Первый печатный станок в североамериканских колониях Британии был установлен в 1638 г. Лишь через полвека в 1690 г. выйдет первая американская газета «Паблик экарэнсиз» («Общественные события»), основанная английским эмигрантом Бенжаменом Хэррисом. Однако начинание оказалось неудачным: после публикации первого номера газета была закрыта по цензурным соображениям.

Первой регулярной американской газетой стала еженедельная «Бостон ньюслеттер» («Бостонский листок новостей»), основанная в 1704 г. в Бостоне местным почтмейстером и книготорговцем Джоном Кэмпбеллом. Газета представляла собой один лист довольно плохой бумаги, содержавший главным образом новости, перепечатанные из лондонских периодических изданий. Она информировала читателей о событиях политической и придворной жизни метрополии. Местные новости занимали в «Бостон ньюслеттер» весьма незначительное место: иногда сообщалось о нападениях индейцев, несчастных случаях, криминальных происшествиях, печатались проповеди и некрологи. Здесь были напечатаны первые в американской прессе рекламные объявления. Подписка на газету стоила дорого.

В 1719 г. появилась первая конкурирующая газета «Boston Gazette» («Бостонская газета»).

До середины XVIII в. американские владельцы типографий импортировали печатное оборудование из Англии и Германии, поскольку в колониях оно не производилось. Издателями первых американских газет были, как правило, печатники. Их доходы в значительной степени зависели от правительственных заказов, поэтому они были весьма осторожны по части публикации критических материалов и оппозиционных мнений. Ранняя газетная периодика в североамериканских колониях носила неполитический, информационно-развлекательный характер. Значительное место в газетах отводилось информации коммерческого характера, сообщениям о том, какие товары поступили из Великобритании и где их можно купить.

Одной из первых осмелилась критиковать власти «Нью-Инглэнд курант», основанная Джеймсом Франклином, старшим братом одного из будущих отцов-основателей Бенжамена Франклина (1706-1790), в Бостоне в 1720 г. Газета создавалась с ориентацией на британский «Спектэйтор», и печатала преимущественно материалы нравоописательного характера. Цель, которую преследовал Джеймс Франклин, ─ «выставить на обозрение пороки и глупости людей всех рангов и сословий». Газета стала своеобразным интеллектуальным форумом, где происходил обмен мнениями по актуальным вопросам общественной жизни колоний. Так, Дж. Франклин оспаривал эффективность правительственной программы вакцинации против оспы, и не потому, что был против прививок. Ему было важно бросить вызов властям, отстоять право газеты на критику правительства. Демарши Франклина не остались незамеченными, и вскоре он был привлечен к суду и на месяц посажен в тюрьму.




Среди ранних американских газет хорошим литературным качеством публикаций выделялась «Пенсильвания гэзэтт»Бенжамена Франклина, выходившая с 1730 г. Б. Франклин печатал на страницах газеты эссе Дж. Аддисона и Р. Стила, свои собственные статьи и эссе. Другим достоинством газеты, привлекшим к ней интерес многочисленных читателей, было подробное освещение местных событий, вопреки обычному тогда доминированию новостей из Великобритании. Б. Франклин внес вклад в развитие рекламы в газетной периодике североамериканских колоний: он стал использовать в рекламных объявлениях крупные заголовки, иллюстрации.

«Пенсильвания гэзэтт» затрагивала и политические темы. Такв одном из номеров газеты была помещена карикатура, изображавшая змею, разрезанную на девять частей по числу колоний. Змея изображалась в противоборстве со страшным существом, похожим на крылатого льва. Сверху был подписан лозунг «Объединиться или умереть» («Join or Die»), который в период борьбы за независимость повторялся снова и снова в разных американских газетах. Популярная «Пенсильвания гэзэтт» оказала значительное влияние на культурную жизнь не только Пенсильвании, но и других колоний.



В середине XVIII века типичная американская газета содержит новости, рекламу, политические статьи и нравственные очерки, письма читателей редактору, помещает отрывки из книг, памфлетов, стихи, а также обширные перепечатки из английских периодических изданий. Общая их черта – эклектизм.

Печать в колониях развивалась очень быстро. В первой половине века любой автор мог получить доступ на газетные страницы за определенную плату. Такая практика у многих вызывала протест, однако Франклин в памфлете «Апология печатника» отстаивал право своих коллег предоставлять место в газетах всем авторам, независимо от их взглядов, лишь бы они платили деньги.

Американская пресса очень быстро включается в политическую жизнь страны. Так, заметным эпизодом в борьбе североамериканских колоний за свободу прессы стала история типографа и издателя Джона Питера Зенгера. Он издавал газету «Нью-Йорк уикли джорнэл», которая обвиняла королевского губернатора Уильяма Косби во взяточничестве, корыстолюбии и превышении своих служебных полномочий. В 1735 г. Зенгер был привлечен к суду. Ему было предъявлено обвинение в подстрекательстве к мятежу. Защищать Зенгера взялся известный адвокат Эндрю Гамильтон, который в своей речи на суде не стал оспаривать выдвинутые против его клиента обвинения, заявив лишь, что «правда не может быть клеветой». Большая часть речи Гамильтона была посвящена обоснованию тезиса о необходимости отделения североамериканских колоний от Великобритании. Присяжным потребовалось всего десять минут, чтобы признать Зенгера невиновным.

Оправдание Зенгера стало для правительства неприятным прецедентом. Хотя закон о запрете подстрекательских публикаций оставался в силе, отныне колониальные власти не решались прибегать к нему.

Однако большинство газет до 1760-х гг. оставались политически нейтральными, сохраняя информационный и развлекательный характер. Ситуация изменилась в 1765 г., когда британский парламент принял закон о гербовом сборе. По этому закону налогом облагались юридические и хозяйственные документы, газеты и объявления. Гербовый сбор был первым прямым налогом, который вводился английским парламентом в колониях и вызвал там массовый протест. Американские издатели быстро поняли, что закон приведет к их разорению, что способствовало стремительной политизации колониальных газет. В знак протеста против нового акта британского парламента некоторые американские га­зеты прекратили или приостановили свои публикации, другие на­чали выходить как безымянные листки, что позволяло не платить нового налога. Движение протеста ширилось. В октябре 1765 г. был созван межколониальный конгресс, который должен был обсудить вопрос о гербовом сборе. Конгресс принял «Декларацию прав», где говорилось, чтоколонисты не обязаны платить налоги, принятые английским парламентом, так как они в нем не представлены. В 1766 г. английский парламент был вынужден отменить закон о гербовом сборе, что обеспечило американским издателям периодики возможность свободной экономической деятельности.

Однако лед тронулся.В печати развернулась дискуссия о будущем колоний. Так называемые «патриоты» выступали за отделение от Великобритании. Значительная часть издателей хранила верность принципу издательского нейтралитета и оставалась лояльной к британской Короне. Трибуной «патриотов» была газета «Бостон гэзэтт», основанная в 1719 г. В своих посланиях в Лондон королевские губернаторы называли ее «рассадником крамолы».

Ситуация накалялась. Английское правительство послало в Америку дополнительные войска, но это вызвало лишь новую вспышку негодования. 5 марта 1770 г. растущее напряжение между бостонцами и английскими солдатами взорвалось «бостонской резней». Английские солдаты стреляли по толпе бостонцев и убили шесть человек. Сэмюэль Адамс в «Бостон гэзэтт» опубликовал статью об этих трагических событиях, в которой он рисовал страшную картину, как британские головорезы расправляются с мирными жителями Бостона. Взрыв возмущения был столь силен, что английским властям пришлось вывести войска из города.

Радикальные «патриотические» газеты сыграли важную роль в подготовке Американской революции. Во время войны за независимость 1775─1783 гг. процесс политизации газет ускорился. Все большее число газет становилось средством пропаганды «патриотических» идей, их голоса были все громче, к ним прислушивалось общественное мнение. В годы войны газеты стали главным средством распростране­ния новостей с театра военных действий.К концу войны за неза­висимость престиж газеты в американском обществе был как ни­когда высок, ее вклад в дело революции был общепризнанным, и по популярности она превзошла журналы, памфлеты и проповеди.Выдающимися деятелями американской журналистики периода революции были многие «отцы-основатели» США ─Б. Франклин, А. Гамильтон, Т. Джефферсон, Т. Пейн.

Конец XVIII в. был ознаменован быстрым количественным ростом американских газет. Если в 1775 г. в США выходило 37 газет, то к 1800 г. их число увеличилось до 200. Большая часть газет оставалась и в конце столетия еженедельными, но в 1784 г. в Филадельфии увидела свет первая американская ежедневная вечерняя газета – «Pennsylvanya Evening Post» («Пенсильванская вечерняя почта»). В 1800 г. в Америке насчитывалось уже 17 ежедневных газет.

Первые американские журналы.Журналы появились в североамериканских колониях почти на сорок лет позже газет.

Первые американские журналы создавались в подражание английским. Однако, в отличие от английских, из-за своей безликлсти и массового плагиата не имели успеха у читателей. Так, в 1741 г. в Филадельфии были основаны «Дженерэл мэгэзин» («Всеобщий журнал и хроника событий Британских поселений в Америке»)Б. Франклинаи «Америкен мэгэзин»(«Американский журнал»)Эндрю Брэдфорда. Оба журнала просуществовали недолго: вышло всего шесть номеров «Дженерэл мэгэзин» и три номера «Америкэн мэгэзин». Вообще век американских журналов в ту эпоху был недолгим (обычно от нескольких месяцев до года), их количество невелико, а спрос на них небольшим. Американская публика была еще не готова к восприятию этого нового вида периодических изданий по причинам как культурного, так и финансового характера. Журналы ориентировались на достаточно образованную, культурную публику и стоили дорого. Невысокий в целом уровень как грамотности, так и доходов колонистов препятствовал распространению журналов. Людей с высшим образованием среди переселенцев из Европы было немного. Основными читателями журналов были состоятельные мужчины, интересовавшиеся политикой, наукой, новостями бизнеса и культуры.

Известные трудности для издателей были связаны и с распространением журналов. Почтмейстеры часто отказывались перевозить журналы в почтовых каретах, так как они были по объему больше газет, тяжелее и занимали много места. За перевозку журналов почтмейстеры требовали более высокой платы, чем за доставку прочей корреспонденции, что ложилось дополнительным бременем на издателей журналов. Таким образом рынок журнальной периодики оказался очень узким, а издание журналов делом неприбыльным. Несмотря на это журналы издавались, потому что издание и редактирование журнала считалось занятием престижным, прерогативой образованного, культурного человека.

Ранние образцы американской журнальной периодики подражали британской модели просветительских журналов-эссе: в них печатались преимущественно материалы неполитического характера. Большая часть материалов перепечатывалась из английских книг, памфлетов и журналов. Оригинальных произведений американских литераторов и писателей было очень мало. Авторам не платили гонораров, а публикации были по большей части анонимными, поэтому печатались в журналах не из-за денег и не ради славы. Журналы привлекали авторов возможностью высказаться по широкому кругу политических, философских, литературных проблем.

По оформлению ранние американские журналы были довольно невзрачными. Шрифт был мелким, трудным для чтения. Иллюстрации обычно украшали только титульный лист и, как правило, представляли собой довольно грубые гравюры на дереве.

Одним из первых оригинальных американских журналов был «Pennsylvanya Magazin» (1775-1776), который вскоре после открытия стал редактировать один из наиболее выдающихся американских публицистов, англичанин по рождению Томас Пейн (1737-1809).Он довел тираж до 1500 экземпляров, что было невероятным успехом. Пейн сам писал в журнал патриотические статьи. Заметки, стихи. Много внимания этот журнал уделял и материалам неполитического характера. Например, вопросам брака. Так, Пейн опубликовал в рубрике «Старый холостяк» статью «Письмо о женском поле».

Особую известность Пейн получил в годы войны за независимость США (1776-1783). В памфлете «Здравый смысл» (1776), ясно и доступно внушая идею об абсолютной необходимости свободы, он впервые сформулировал призыв о независимости от Англии. В самый критический момент войны за независимость Вашингтон попросил Пейна срочно написать памфлет. Чтобы поднять дух деморализованных поражением американских воинов и внушить им ненависть к врагу. Памфлет был написан у костра и зачитан солдатам перед атакой. Он стал первым в серии созданных за годы войны памфлетов под общим названием «Американский кризис». В них используются приемы эмоционального воздействия на читателя, в частности, элементы сатиры.

Памфлеты Пейна имеют особенности:

1. Автор использует черно-белые краски, допускает резкие, безапелляционные выпады против оппонентов.

2. Декларативность.

3. Форма изложения подразумевает активного слушателя, собеседника, оппонента.

4. Обращение к «здравому смыслу».

5. Простота, убедительность, искренность.

Популярность памфлетам Пейна придавало и то обстоятельство, что их автор, не будучи американцем по рождению и не принадлежа ни к каким группировкам, оставался над партийной борьбой.

После войны Пейн едет в Англию, а оттуда, желая избежать уголовной ответственности за клевету, бежит в охваченную революцией Францию, где пишет в газету «Республиканец», избирается в Конвент. В памфлете «Права человека» (1791-1792) Пейн встает на защиту революции и высказывается по мировоззренческим проблемам. Во Франции Пейн пишет трактат «Век разума» (1794), в котором касается вопросов религии, церкви, морали. Он резко критикует институт церкви, и призывает искать мудрости не в ней, а у природы: «Мой собственный ум – моя церковь». Исполненный веры в познаваемость Вселенной, он обрушивается на Священное Писание. Пейн с присущей ему безапелляционностью силится доказать абсурдность, нелепость и безнравственность многих текстов Ветхого и Нового Завета. В своем богохульстве он отрицает богочеловечность Христа и считает его лишь исторической личностью, революционером и реформатором. Христианство он признает только как полезный источник правил поведения.

«Век разума» настолько возмутил американского читателя, еще жившего по нормам христианской морали, что Пейн, возвратившись в Америку, оказался в одиночестве, умер в бедности, и его как богоотступника запретили хоронить на церковном кладбище.

В первое послевоенное десятилетие сформировалась американская концепция свободы печати. В ее основание легла Первая поправка к Конституции США 1878 г., одна из десяти, прозванных американским Биллем о правах, принятых 21 декабря 1791 г. Первая поправка гласит: «Конгресс не будет издавать законов, ограничивающих свободу слова, или печати, или права народа мирно собираться». Это обусловило специфику американской концепции свободы печати:

1. Полное отделение печати от государства, печать и государство независимы друг от друга.

2. Государство не может иметь свою прессу.

3. Впервые появляется термин «свобода печати».

4. Концепция рассчитатна на индивидуальную свободу.

Права и свободы, приобретенные американской печатью в конце XVIII века, начали воплощаться в жизнь сразу, без препятствий со стороны государства и привели к процветанию журналистики в последующие столетия.

К концу Гражданской войны большинство американцев уже умели читать. Впоследствии по мере приближения американской революции журналы все более политизировались, в них стали часто публиковать выступления и статьи видных общественных и политических деятелей. В конце XVIII в. одним из наиболее преуспевающих американских журналов был «Коламбиэн мэгэзин»(«Колумбийский журнал»), который редактировал известный американский поэт-сатирик Фрэнсис Хопкинсон, выступавший за освобождение североамериканских колоний. Он был одним из авторов рисунка национального флага США. Журнал отличался добротным отделом прозы, ежемесячно печатавшим несколько рассказов и отрывки из нравоучительных романов. Однако издание вынуждено было прекратить свое существование из-за высоких почтовых тарифов.

В 1794 г. Конгресс решил поддержать журналы и снизил почтовые тарифы на их перевозку, что легло тяжелым бременем на плечи читателей, так как тарифы были заложены в стоимость подписки. До 1820-х гг. американские журналы оставались региональными, ни один из них не имел статуса общенационального журнала. Да и в целом американская периодическая печать сохранила свой региональный характер. Центрами издания журнальной периодики в XVIII в. были Филадельфия, Бостон, Нью-Йорк.

Рубеж XVIII─XIX вв. принято считать «темным веком»американской журналистики. После победы в войне за независимость в условиях становления американской государственности пресса стала использоваться для сведения счетов с политическими противниками, в газетах и журналах обычными стали ругань, грубые выражения, оскорбления оппонентов. Газеты перестали быть частным делом владельцев типографий, а превратились в органы по­литических партий и группировок.Но в этом процессе была и своя положительная сторона. Редактор газеты стал лицом очень важным и влиятельным.

Выводы

Подводя итоги, можно констатировать, что XVIII в. стал важным этапом становления и развития западной журналистики. Дело не только в количественном росте газет и журналов. Пресса (прежде всего журналы) становится трибуной, с которой мыслители, общественные деятели, писатели обращаются к образованному слою со своими идеями и программами. Поле журналистики становится местом полемики, где различные периодические издания излагают свой взгляд на важнейшие общественно-политические, морально-философские, литературно-эстетические проблемы эпохи.

Теснее становятся отношения между журналистикой и литературой. Крупные западные писатели начинают все активнее вовлекаться в журналистскую деятельность. Журналистика заимствует у литературы некоторые приемы и жанры (психологический портрет, эссе), придавая им публицистическую функцию. Вместе с тем иные литературные жанры, например, нравоописательный и нравоучительный очерк, были позаимствованы литературой из просветительской журналистики.

В XVIII столетии ни одно европейское правительство не было апологетом свободы прессы. Продолжаются гонения на журналистов, власть осуществляет жесткий контроль за прессой. Однако просветители поставили в центр общественного внимания проблему свободы слова и печати, доказывая, что эта свобода ─ залог движения общества по пути прогресса, закономерное следствие их веры в силу человеческого разума.





Дата добавления: 2015-06-24; просмотров: 3365; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9457 - | 7496 - или читать все...

Читайте также:

 

54.221.145.174 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.