Вызовы нового Китая

В XXI веке Китай все более решительно и настойчиво заявляет о себе на мировой арене. Наступил этап, когда от дипломатии «затаившегося дракона и крадущегося тигра» КНР переходит к более активной внешнеполитической стратегии. Руководитель страны и Коммунистической партии Китая Ху Цзиньтао так формулирует основную линию поведения КНР с другими участниками глобального диалога: «… усиливая стратегическое мышление, умело по ходу развития и изменения международной обстановки ухватываться за шансы на развитие, принимать контрмеры против рисков и вызовов, создавать благоприятную внешнюю среду» 1. В свете геополитических задач Китая – в короткие сроки занять прочные лидерские позиции в многополярном мире – приоритетным направлением международного сотрудничества КНР называет развитие и укрепление двусторонних отношений с Россией. Так, проведение национальных Годов обеих стран (2006-2007 гг.) по китайской инициативе продолжилось объявлением Годов русского и китайского языков в 2009-2010 гг. Современное положение КНР, ориентированное на всестороннее сотрудничество с миром, а особенно с соседними странами, сказывается на выборе ведущей коммуникативной стратегии.

Актуальность предпринятого в данной статье исследования заключается в том, что на фоне непростых китайско-российских отношений Китай быстро и успешно заставляет Россию посмотреть на него новым взглядом. По данным опроса ВЦИОМ, в 2006 г. большинство россиян воспринимали Китай как второго после США потенциального врага России. Но уже год спустя процентное большинство респондентов высказали мнение, что Китай наиболее дружественная нам страна 2. Столь разительные перемены и факт доверия россиян китайская сторона оценила как закономерный результат активного сотрудничества двух стран. Кроме того, как отметил посол КНР в РФ Лю Гучан, значительная роль в этом принадлежит как российским, так и китайским СМИ 3. Однако, опираясь на мнения авторитетных китаеведов, считаем нужным отметить, что комплимент в адрес российских СМИ представляется нам политкорректно завышенным. В.С. Мясников 4, А.Г. Ларин 5 и др. обращают внимание на проблему непрофессионального подхода отечественных СМИ к отражению китайской темы, который зачастую выражается в погоне за сенсациями, незнании исторических и культурных особенностей развития Китая и т.д. Обозначенное обстоятельство в еще большей степени приводит Поднебесную к необходимости предоставлять зарубежной аудитории «правильное понимание реальностей Китая, помощь в преодолении тех недоразумений, недопониманий, а порой и вражды к Китаю, которые вызваны искаженными или злоумышленными сообщениями отдельных зарубежных средств массовой информации» 6. Наиболее явно эти усилия выражены в сфере межкультурной массовой коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: